Окончание 17 марта работы первой сессии 12-го созыва ознаменовало завершение процесса передачи власти новому, «пятому поколению» руководства КНР, который был начат в ноябре 2012 года на 18-м съезде Коммунистической партии Китая. “Для достижения «китайской мечты» обязательно нужно идти по китайскому пути, то есть по пути социализма с китайской спецификой”, — сказал в своей первой программной речи генеральный секретарь КПК, а теперь ещё и председатель КНР Си Цзиньпина , отметив, что для достижения этой цели необходимо сильное государство и единый в своих стремлениях народ. При этом глава КНР заявил о “необходимости жестко отказаться от формализма, бюрократизма, гедонизма и расточительности, бороться с коррупцией и другими злоупотреблениями во всех их проявлениях”.
Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян заявил о намерении на треть сократить круг вопросов, которыми занималось до последнего времени китайское правительство, и передать эти функции общественным структурам и рыночному механизму. “Проще говоря, то, что может сделать рынок, надо передать рынку. То, что может сделать общество, надо передать обществу. В настоящее время различные ведомства Госсовета контролируют работу и принимают решения по более чем 1,7 тысячи вопросов, нынешнее правительство решило сократить число этих функций более чем на треть”, — сказал Ли Кэцян на своей первой после назначения пресс-конференции.
Еще одним шагом по пути дальнейшей демократизации и создания современного правого государства должен стать отказ от действующего с 1957 года закона о «перевоспитании» в трудовых лагерях, в соответствии с которым полиция вправе задерживать граждан и помещать их в трудовые лагеря без суда на срок до четырех лет. Сегодня, по данным открытых китайских источников, в стране действует свыше 300 трудовых лагерей, в которых отбывают наказание 260 тысяч человек.
Детальный план отмены системы трудовых лагерей в Китае может быть представлен до конца 2013 года, сообщил в воскресенье Ли Кэцян.
Вопросы внешней политики не были среди главных тем закрывшейся сессии. Тем не менее, Ли Кэцян, комментируя на пресс-конференции состояние российско-китайских отношений, отметил их важность. “Продвижение практического сотрудничества Китая и России, усиление их контактов и взаимодействия в региональных и международных делах не только благоприятствуют укреплению их двусторонних отношений, но и способствуют поддержанию мира и стабильности в регионе и в мире”, — отметил Ли Кэцян.
В ближайшее время генеральный секретарь КПК, а теперь ещё и новый председатель КНР Си Цзиньпин посетит с визитом Россию. Это само по себе говорит о важности китайско-российских отношений, что было особо отмечено на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). В последнее время всё чаще декларируются самые широкие планы и перспективы их развития. Вплоть до российско-китайского экономического альянса, воскрешающего в памяти времена «оси Москва-Пекин». В официозе ЦК Компартии Китая «Жэньминь жибао» было опубликовано видение Президента РФ Владимира Путина данной проблемы. “Сегодня мы ставим цель уже в среднесрочной перспективе, к 2015 году - выйти на отметку в 100 млрд. долларов, а к 2020 - 200 млрд. долларов. Причем сегодняшняя динамика показывает, что такую планку можно преодолеть с опережением графика”. Наращивать товарооборот Путин предлагает через его переструктурирование – увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью. Предлагается производственная кооперация в высокотехнологичных инновационных отраслях, интенсивное взаимодействие по линии технопарков, НИОКР, «особых экономических зон». Что позволит совместно выходить на международные рынки. Фактически речь идёт о формировании экономического альянса, объединяющего вторую экономику планеты со «всемирной энергозаправкой». В начале 1950-х военно-индустриальную мощь сталинского СССР предполагалось усилить людскими ресурсами маоцзэдуновского Китая. Теперь вклад Москвы основан на нефтегазовом секторе и потенциальных технологических проектах. Пекин же располагает мощными экспортоориентированными производственными кластерами. По объёму золотовалютных резервов, превышающих 3,3 трлн. долларов, КНР занимает первое место в мире. Россия держится по этому показателю на внушительном четвёртом месте (после Китая, Японии и Саудовской Аравии) с примерно 510 миллиардами.
Примерно год назад Президент РФ Владимир Путин и тогдашний председатель КНР Ху Цзиньтао подписали «Совместное Заявление о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия». Согласована «дорожная карта» сотрудничества между «Росатомом» и китайским Агентством по атомной энергии. Группа «Интер РАО ЕЭС» подписала меморандум с китайской электросетевой госкомпанией. Китайская сторона готова вложить до 3 млрд. долларов в курорты Северного Кавказа. Создаётся управляющая компания российско-китайского инвестиционного фонда с предполагаемым объёмом в 2-4 млрд. долларов. Фонд призван гарантировать китайским инвесторам рентабельность вложений в России. Объединённая авиастроительная корпорация РФ и Корпорация коммерческих самолётов КНР займётся совместным проектом широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта. Внешэкономбанк заключил с китайским Госбанком развития кредитное соглашение - ВЭБ получает 1,43 миллиарда долларов на 14-летний срок. Эти средства пойдут на финансирование строительства Тайшетского алюминиевого завода, которое ведёт «Русал».
Председатель КНР Си Цзиньпин, выступая на заключительном заседании первой сессии ВСНП, заявил: “Нам необходимо умножать свои силы и неуклонно идти вперед для того, чтобы в дальнейшем продвинуть вперед социализм с китайской спецификой и бороться за достижение “китайской мечты” о великом возрождении китайской нации”. Председатель КНР также заявил, что Китай стремится к мирному сосуществованию и полноценному развитию отношений со всеми странами, но военные страны должны быть готовы к победоносным войнам. “Жители Китая любят мир и, высоко держа знамя мира, сотрудничества и обоюдной победы, мы продолжим движение по пути мирного развития, продолжим придерживаться стратегии открытости и взаимной выгоды, будем стремиться к развитию дружеских отношений со всеми странами мира”, — сказал он.
Военный бюджет Китая будет увеличен в нынешнем году на 10,7% и достигнет 115 млрд. долларов. На сессии Всекитайского собрания народных представителей состоялась дискуссия о развитии вооружённых сил с участием делегации Народно-освободительной армии Китая. Выступая перед делегатами, председатель КНР и одновременно возглавляющий военный совет ЦК партии и Центральный военный совет (ЦВС) страны Си Цзиньпин заявил о необходимости сохранить высокий уровень боевой готовности. Кроме того, был затронут вопрос о поддержании репутации армии. Большинство заявлений лидера КНР были выдержаны в духе традиционной коммунистической риторики: “Солдаты должны быть абсолютно преданы партии”.
Особое внимание Китай намерен уделить строительству военно-морского флота. В прошлом году боевые корабли регулярно направлялись для патрулирования спорных территориальных вод Южно-Китайского моря. Китайские ВМС по уровню технического оснащения все ещё уступают американским. Япония со своей стороны рассчитывает на сохранение статус-кво в регионе благодаря военной поддержке США.
Как известно, новым этапом в развитии морского флота Китая сало официальное принятие 25 сентября 2012 года на вооружение авианосца «Ляонин». Начиная с этого момента стали возможными лётные испытания палубной авиации. По имеющейся информации, в ближайшие годы Китай планирует начать строительство двух собственных авианосцев. Одновременно китайские конструкторы продолжают работы по созданию палубного истребителя нового поколения, появление которого запланировано на 2020 год.
Уже в ноябре прошлого года истребитель «Цзянь-15» впервые произвел посадку на палубу авианосца. Наблюдатели отмечают, что создание Китаем полноценного авианесущего флота может всерьёз изменить расклад сил не только в регионе, но и во всём мире. Вместе с тем, специалисты полагают, что реализация китайскими военными столь амбициозной программы в полном объёме может занять несколько десятков лет.
Естественно, подобные заявления и действия Китая не могли не вызвать обеспокоенность его соседей. В частности, официальный Токио сразу же после опубликования руководством КНР официального сообщения о размере своего военного бюджета потребовал обеспечить прозрачность оборонных расходов Китая. В этом плане опасения японских властей далеко не беспочвенны. В последнее время территориальные споры Китая с Японией, Филиппинами, Тайванем, Малайзией и Вьетнамом существенно обострились. У мировой общественности ещё свеж в памяти конфликт, разразившийся между Пекином и Токио из-за островов Диоюйдао (Сенкаку), которые в прошлом году были выкуплены японской стороной у частных владельцев. Поскольку дипломатические попытки разрешения спора вплоть до настоящего момента не дают результатов, Япония всерьез опасается использования силы со стороны Китая.
Тем не менее, очередное увеличение Китаем военных расходов для большинства экспертов не стало сенсацией. Речь идет о долгосрочной тенденции. Так, в 2011-м и 2012 годах рост военных расходов составил 12,7% и 11,2% соответственно. Кроме того, Китай является безусловным мировым лидером по численности вооружённых сил, составляющих около двух миллионов человек. В нынешнем году расходы на оборону не превысят 1,7% от ВВП КНР. Однако, благодаря относительной стабильности, официальный Пекин может позволить себе и более значительное увеличение военных затрат. Американские аналитики и сейчас не верят китайским открытым источникам, полагая, что официальные цифры сильно занижены. Реальный объем военных расходов Пекина оценивается Пентагоном в 180 млрд. долларов.
Уже самое ближайшее время прояснит, обгонит ли Китай США, занимающих первое место в мире по оборонным расходам.