На семинаре Всемирного банка, который состоялся 19 – 20 июня во Владивостоке поговорили о создании в России современной минтаевой индустрии.
Минтай – это главный водный биологический ресурс Дальнего Востока. Эта рыба обеспечивает почти 60% всего дальневосточного вылова. Это – изначальный производственный ресурс для дальневосточной рыбной отрасли. И не только для дальневосточной. Дальний Восток обеспечивает 2/3 всего общероссийского вылова. А Охотоморская минтаевая путина, которая проходит с 1 января по 10 апреля, вообще занимает первое место среди мировых промыслов по интенсивности добычи и концентрации добывающего флота.
Легендарному основателю Boston Consulting Group Брюсу Хендерсону принадлежит формула о четырёх ведущих игроках рынка. На российском рынке вылова водных биоресурсов тоже четыре основных игрока – минтай, сельдь, треска и лосось – и доля минтая в четыре раза превышает долю наименьшего в четвёрке игрока. Так что минтай – это ведущий вид водных биоресурсов не только для Дальнего Востока, но и для России. Эффективность промысла и переработки минтая определяет эффективность всего российского промысла и всей российской рыбопереработки.
К сожалению, в Советском Союзе минтай стал жертвой «ресурсного проклятия». Есть такое явление в мировой экономической истории. До 1976 года минтай вообще не считался в СССР пищевой рыбой – 2 млн. тонн уходило на производство технической продукции. В 1976 году минтай отчасти стали использовать в пищевых целях – в виде мороженной неразделанной или обезглавленной рыбы. Однако 60% добываемого ресурса по-прежнему перемалывалось в рыбную муку для звероферм и бройлерных фабрик. Это считалось глубокой переработкой.
На Дальнем Востоке не было построено ни одного крупного и оснащённого современным оборудованием берегового комбината по производству филе минтая. Первые филетировочные линии на рыбопромысловых судах стали появляться только в 1986 – 1987 годах и их были единицы.
Советский Минрыбхоз не оставил в наследство современной индустрии по производству пищевой продукции из минтая. Зато была убита потребительская репутация минтая на внутреннем рынке. Были подорваны запасы минтая из-за беспощадного промыслового пресса.
Создание современной минтаевой индустрии в нашей стране происходит только сейчас. Происходит трудно и в острой конкурентной борьбе. Мировой рынок добычи минтая контролируют Россия и США. Играют две сборные. За Россию – Ассоциация добытчиков минтая (45% мирового вылова минтая), за США – Ассоциация тралового промысла (35% мирового вылова минтая).
Мы конкурируем с американцами на двух крупнейших мировых рынках: европейском и китайском. Это разные рынки. Европа является крупнейшим мировым потребителем рыбопродукции. Китай является крупнейшим мировым производителем рыбопродукции.
Позиции российских предприятий на этих рынках атакуются с разных сторон. Это и продавливание цены со стороны покупателей (часто объединённых в закупочные картели), это и появление товаров – заменителей (аквакультурных пангасиуса и тилапии), это и внеэкономическое давление конкурентов.
Набор этих факторов делает рынок минтая в высокой степени волатильным и неустойчивым. Сезонные ценовые колебания составляют иногда 20 – 25%. И тем не менее – российские минтайщики сумели прочно закрепиться на мировом рынке, а сейчас идут дальше – взламывают нишу премиальной продукции из минтая.
Какова рыночная власть российских минтайщиков на мировом рынке? Китайские предприятия закупают российский минтай и производят из него филе для европейского рынка. Российским предприятиям возвращается половина доходов от продажи готовой продукции, а в этом году удельный вес стоимости российского сырья в готовой продукции вырос до 60%. Эксперты знают, что это – большая редкость. В докладе Всемирного банка «Сельское хозяйство на службе развития» указано, что, поставщики сырья, как правило, вынуждены довольствоваться 10 – 20% дохода от продаж переработанной продукции. В нашем случае – 50 – 60%.
Сохранять сильные позиции на рынке непросто. Рыбопереработка не является самым прибыльным видом производства. Показатели операционной рентабельности ведущих рыбопереработчиков Европы в течение последних десяти лет колебались от 1 до 6%. При таком уровне рентабельности производство в России филе минтая на береговых (подчёркиваю – береговых) предприятиях имеет очень небольшие шансы выйти за пределы локальных проектов. Даже кредиты не отбить при такой рентабельности (я имею в виду кредиты российских банков).
У нас есть резерв наращивания выпуска филе минтая – на рыбопромысловых судах. Десять лет назад на российских рыбопромысловых судах производили свыше 90 тысяч тонн филе минтая. Из свежей только что выловленной рыбы, без полифосфатов и глазури. Сейчас – 30 тысяч тонн. Почему производство сократилось втрое?
В 2005 году под давлением экологических организаций европейские и американские розничные сети и сети HoReCa стали переходить на закупки рыбопродукции, которая прошла экологическую сертификацию. Одними из первых получили экологический сертификат американские минтайщики, после чего продажи российского филе минтая в Европе стали быстро сокращаться.
Летом 2008 года Ассоциация добытчиков минтая подала заявку на получение сертификата экологической устойчивости промысла минтая в Охотском море. Процедура сертификации включает научные исследования, международный аудит и обязательное участие стейкхолдеров. Американские конкуренты имели возможность тормозить нашу заявку на каждом этапе. Несмотря на их противодействие, через пять лет упорной работы 27 сентября 2013 года российский промысел минтая в Охотском море получил международный экологический сертификат.
Экспортная модель российской минтаевой индустрии стала способом приспособления к резко изменившимся экономическим условиям. Есть ли пределы роста для этой модели? Есть, если экспортная модель не будет меняться, если ассортимент выпускаемой продукции и рынки сбыта останутся неизменными. Однако методом проб и ошибок российские предприятия постепенно выстраивают сложную и устойчивую экспортную модель по видам продукции и рынкам сбыта.
Экспортная модель – это способ развития и внутреннего рынка. Точно так же, как различные сегменты внешнего рынка связаны между собой и влияют друг на друга, внутренний рынок и экспортные рынки не разделены китайской стеной. Предприятие, которое оборудовало корабль современными производственными линиями и выпускает филе минтая, будет продавать продукцию везде, где за неё готовы платить – в Гамбурге, во Владивостоке, в Лионе, в Москве.
Экспортная модель – это способ побороть «ресурсное проклятие», способ создания современной минтаевой индустрии, которой не было в советский период и которая создаётся сейчас.