«Таможенное наблюдение - гласное, целенаправленное, систематическое или разовое, непосредственное или опосредованное визуальное наблюдение, в том числе с применением технических средств, должностными лицами таможенных органов за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций», - так трактует Таможенный кодекс эту форму таможенного контроля. И вроде бы все предельно ясно.
Недавно один из моих знакомых пожаловался, что таможня буквально заставляет их транспортную компанию выставлять грузы «на наблюдение». Факт, надо сказать, самый обычный. Т.е. представитель декларанта пишет (сам, добровольно) обращение в таможенный орган с просьбой осмотреть свой груз, хотя это ему совершенно непотребно. Таможня любезно разрешает, но при этом мероприятии зримо присутствует, т.е. как бы наблюдает за его ходом. А по сути же производится тот же таможенный досмотр. С той лишь разницей, что таможенник свободен от исполнения тех требований, которые указаны в замысловатой инструкции ФТС за номером 2190. Правда, если в результате такого наблюдения всплывает какой-нибудь «косячок», то для его фиксации назначается обычный таможенный досмотр. Таможня в этом случае ничего не теряет.
Что она выигрывает? Как известно, основанием для проведения таможенного досмотра является профиль риска. Дабы таможни действовали в нужном направлении и доказывали состоятельность системы управления рисками, придумана система контрольных показателей эффективности таможенных досмотров. Не будем утомлять читателя излишними подробностями, а для особо интересующихся разместим эти показатели на 2 квартал в таблицу.
Профили рисков, разработанные ФТС |
1,5% |
Зональные профили рисков |
4% (для 3 квартала) |
Срочные профили рисков |
50% |
«Интуитивные» профили рисков |
46% |
Иными словами, вся эффективность таможенных досмотров возложена на плечи отделов и таможенных постов, которые каждый второй досмотр должны заканчивать результативно. А это очень непростая задача. Вот и вынуждены таможенники выкручиваться, а таможенное наблюдение – хорошая альтернатива таможенному досмотру. Это очень удобно, потому что ни в каких показателях наблюдения не учитываются.
Дошло до того, что на Балтийской таможне в первом квартале т.г. количество наблюдений при декларировании товаров практически сравнялось с количеством таможенных досмотров и составило более 4% от всех таможенных деклараций. Знает ли об этом руководство? Конечно. Одним ударом - два зайца: и показатели на высоте, и таможенный контроль осуществлен. А то, что расходы за грузовые операции несет декларант, а с недавнего времени учитывает и Doing Business, так это таможню никогда не заботило. Боюсь, и слов-то таких не слышали.
Вот и напрягают таможенники участника ВЭД на то, чтобы тот воспользовался своим правом на проведение осмотра. Тот, как правило, не отказывает, боясь испортить отношения с таможней. На самом деле такое мнение глубоко иллюзорно: у кого на самом деле хорошие отношения с таможней, под такие меры просто не попадают. Большинство же руководителей бизнес-структур просто идет на поводу у связки «инспектор – менеджер», у которых, кстати, действительно зачастую хорошие отношения, даже невзирая на разность корпоративных интересов.
Резюме. Подписывая заявление на проведение таможенного осмотра без необходимости, вы помогаете таможне выполнять ее контрольные показатели за ваш собственный счет (или за счет клиента, которого представляете), в обмен на мнимую лояльность. Подумайте хорошо: оно вам надо?
Совет от ПРОВЭД: не идите на поводу. По данным ФТС лишь 30% импортеров честны перед таможней. Если вы входите в их число, то вам должны доверять без всяких таможенных наблюдений. Если нет, тогда у таможни есть СУР, таможенный досмотр и право применения мер таможенного контроля без вашего согласия.
Алексей Романов,"ПРОВЭД"
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!