Летом прошлого года в СМИ появилась информация о неких «черных списках» участников ВЭД, осуществляющих свою деятельность в зоне деятельности Балтийской таможни и осмелившихся судиться с таможней. Более того, тем же летом, транспортная прокуратура с подачи журналистов все же установила факт существования этих самых «черных списков судильщиков» и вроде бы даже, как и нашла эти списки. Общественность пошумела, прокуратура повозмущалась, на этом все и закончилось.
Лишь тот, кто облек себя в броню лжи, нахальства и бесстыдства, не дрогнет перед судом своей совести.
(Максим Горький)
Предисловие. Обидчивый начальник.
Нет, списки не перестали существовать, и репрессии в отношении «судильщиков» не завершились, более того, список неугодных Балтийской таможне даже расширился. Теперь в «черный список» входят и те компании, которые осмеливаются подавать декларации с заявленной стоимостью по первому методу, особенно если заявленная стоимость по первому методу, ниже стоимости рекомендованной УРИОКом Б.Шкуркина (Управление рисков и оперативного контроля ФТС).
Решил начальник Балтийской таможни отличиться, так имеет право, на то он и начальник. А то, что решил наводить порядок, как бы в таможне, не с позиций требований качественного выполнения обязанностей и соблюдения законодательства сотрудниками таможни, а с требования отозвать иски из судов, так он, видимо, таким образом понимает руководство таможней. Как начальник постановил, так и начали действовать.
Часть первая. Операция – дискредитация.
Поручил начальник подчиненным сделать списки тех, кто судится с таможней. Подчиненные исполнили. Поручил начальник подчиненным потребовать от «судильщиков» отозвать иски из судов - подчиненные потребовали. Кто-то даже отозвал, но основная масса участников ВЭД не дрогнула. Тогда начальник таможни потребовал от подчиненных принудить участника ВЭД отозвать свои иски из судов. Разработали план. Привлекли «управление пропаганды и народного просвещения СЗТУ», в лице Н. Врагова. Начали активную реализацию плана. То ли жара повлияла, то ли просто участники реализации плана, как и начальник таможни, крайне бесстрашные люди, история об этом умалчивает, но в плане «Убеждение принуждением» не оказалось ни одной мало-мальски законной меры.
Алгоритм принуждения оказался крайне простым:
Пункт 1. Участник ВЭД безоговорочно отзывает иски к таможне.
Пункт 2. Участник ВЭД безоговорочно отзывает иски к таможне и тогда ему великодушно позволят упасть на колени перед начальником таможни, покаяться и поклясться в верности Балтийской таможне.
Пункт 3. Участник ВЭД отзывает иски, кается, клянется и беспрекословно делает только то, что разрешает таможня. Любое отступление по любому пункту рассматривается страшнее, чем измена Родине. Еще какой-то небольшой процент участников ВЭД дрогнул и отозвал иски из судов, основная масса осталась при своем, кстати, и по сегодняшний день на этом стоит. Тогда, недовольный таким поворотом, начальник таможни повелел разработать срочный план «Принудить любой ценой или умереть». Вот с этого момента и началось: выпуск на 10-й день оформления, аннулирование декларации, отказ в выпуске по любому поводу, как правило, выдуманному, выставление обеспечения, стократно превышающее не только риски УРИОКа, но и здравый смысл, а также максимальное количество возбуждения дел об административном правонарушении (АП) в отношении самых строптивых участников ВЭД.
Часть вторая: Ложь возникает там, где появляется принуждение.
Вот в таких непростых условиях как раз на исходе лета и «попал под раздачу», один из «судильщиков», как, любезно тогда его назвал руководитель «Управления пропаганды СЗТУ» Н. Врагов «…кстати, входящий в НП ПРОВЭД». А ведь мог бы Николай Николаевич заключить официальный договор с некоммерческим партнерством(НП) ПРОВЭД и вполне законно его продвигать. Служба - она же не вечна, надо и на пенсии чем-то заниматься. Правда, через некоторое время в этом новостном пропагандистском выстреле с сайта СЗТУ исчезло упоминание о членстве «судильщика» в НП ПРОВЭД, да и само упоминание об НП ПРОВЭД тоже незаметно исчезло, а жаль.
Так вот, в конце августа прошлого года в порт Санкт-Петербурга прибыли контейнеры с замороженными морепродуктами из Таиланда. В этот день на Балтийской таможне был объявлен выходной – праздничный день, ибо о таком счастье никто в руководстве Балтийской таможне и не мечтал, а организовывал ли начальник таможни корпоратив по этому случаю - неизвестно. В общем, контейнеры прибыли, таможенный представитель подал декларацию, и Балтийская таможня закрутила карусель, да такую, что Барону Мюнхгаузену было бы чему поучиться… Мастерству фантазирования - точно….
Краткая хронология событий больше напоминает сводку боевых действий в стиле Ивана Чонкина, чем процесс таможенного оформления товаров.(ссылки на статьи по этой теме находятся в конце материала, с другими подобными материалами можно ознакомиться в рубрике ПРАВО, подрубрике ЗАЩИТА ПРАВ)
Срочно был создан оперативный штаб, который возглавил лично начальник таможни, сформирован план первичных действий и процесс пошел.
Отрывок радиоперехвата:
Руководство Балтийской таможни (БТ): - Внимание! Тревога! Обязать декларанта выставить контейнер на наблюдение.
Таможенный пост «Лесной» (Лесной): - Есть обязать выставить на наблюдение. А это не опасно?
Таможенный представитель (Представитель): - Зачем на наблюдение? Мы знаем, что там, вот и все документы есть, да и что мы там не видели.
Лесной: - А надо! И вообще мы хотим дозиметрический контроль провести. Имеем право.
Представитель: - Не имеете вы права, так же, как и совести. С вами проще выставиться, чем объяснить, почему верблюд не летает.
Лесной: - Радость-то какая, мы заставили их выставиться на наблюдение, пусть знают, с кем имеют дело. Таможенный пост Лесной не таких рвал, как грелку.
Лесной: (проведя наблюдение.) – Начальник, все пропало, клиент соскакивает, радиационной фон в норме, больше придраться не к чему. Что делать, ждем инструкций?
БТ: - Без паники, не регистрировать декларацию по любой причине.
Лесной: - Есть, не регистрировать декларацию. А если причин не будет?
Представитель подал декларацию в таможню.
Лесной: - Начальник, все пропало, они подали декларацию, с таким комплектом документов, что мы обязаны выпустить ее в два часа. Шеф, нет оснований не регистрировать, максимум, что можем сделать – тянуть время , пару часов на совещание, еще пару часов на обед и еще пару на зависший сервер. Шеф, не дотянем до вечера, нужна подмога, срочно высылайте помощь, любую.
БТ: - Держаться! Стоять! Не регистрировать! Любой ценной не регистрировать.
Лесной: - Начальник, какая цена? Они денег и так не платят. Мы не можем больше не регистрировать. Как хочется жить, мы же молоды совсем. Спасите!
БТ: - Держитесь. Высылаю подкрепление. Встречайте.
Лесной: - Все поняли. Оснований не регистрировать больше нет, вынужденно регистрируем декларацию. Просим считать нас героями.
БТ: - Срочно выставляйте на досмотр. ОПСУР и ОРО уже выехали.
Легенда №29
В Балтийской таможне обычных людей нет, вот и инспектор Каспарьян С.В. не выделяется из общей массы, она тоже необычная – похоже, ясновидящая. Видимо, внезапно открывшиеся чакры при виде поданной декларации, сразу подсказали инспектору «…что возможно заявление недостоверных сведений о товаре, нарушение таможенного законодательства…». Однако, так и осталось тайной, как чакры инспектора узнали о перевесе льда. Инспектор немедленно просит у и.о. начальника поста «Лесной порт» Ерошкина И.Н. срочно применить профиль риска 228 (интуитивный) и выставить контейнер с товаром на таможенный досмотр. Г-н Ерошкин любезно удовлетворяет просьбу необычного инспектора. Ко всему поочему, инспектор Каспарьян С.В. принимает решение провести отбор проб. Ну, засомневалась инспектор в правильности указанного декларантом кода, имеет право, в конце концов. Но паранормальные способности инспектора в этот день на том не закончились. На фоне сомнений в коде (а досмотр-то еще впереди!), она уже выявила несоблюдение условий выпуска товара. А для полного подтверждения своей правоты еще и решила отобрать образцы для экспертизы. Ко всему, инспектор сразу же выставляет декларанту требование предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей, при этом, стеснительно так, не указывает источники информации для выбора расчета суммы обеспечения и основания для пересчета… Видимо, руководство разрешило применить аргумент «я так хочу».
Для достижения благостного отношения со стороны начальника таможни любые средства придушить участника ВЭД хороши и позволительны. По собственной ли инициативе или кто подсказал, но инспектор Каспарьян С.В. решила опробовать новое оружие Балтийской таможни – одновременно она выдает два Уведомления на досмотр, с разными датами (10 сентября и 12 сентября). Видимо, кто не успел – тот опоздал… Первое - таможенному представителю, второе декларанту. Вот пусть теперь разбираются между собой, тем более, что декларант находится за тысячу километров, что не может не радовать инспектора.
На четвертый день со дня подачи декларации начинается таможенный досмотр. К этому времени на «праздник» в Петролеспорт уже прибыли основные силы Балтийской таможни.
Дальнейшие события малоинтересны, потому что они полностью шли по сценарию телепередачи «Битвы экстрасенсов», причем, экстрасенсы были представлены исключительно Балтийской таможней.
В поручении на досмотр – полное взвешивание, вскрытие всех грузовых мест, измерение и определение характеристик товаров с полной разборкой.
А по календарю 12 сентября, а температура воздуха выше плюс 20 градусов, а товар требует специальных условий хранения и транспортировки - минус 18 градусов.
Заботливый досмотровый инспектор Васькин Д.А. во избежание потери потребительских свойств товара, решил не производить вскрытие индивидуальной упаковки, как, собственно, и полную растарку контейнера. Но, видимо, тоже был так сильно озадачен поставленной задачей «наклонить строптивого», что в ходе таможенного досмотра взвесил все, кроме самого товара. Оно и правильно, взвесь товар в коробке или без - можешь получить непредсказуемый результат, ведь на коробках вполне разборчиво написано «Вес нетто, включая глазурь» 2х5,0 кг (+/- 0,4 кг). А вдруг бы оказалось, что товара меньше, чем заявил декларант, ведь погрешность 0,4 кг на 2464 коробки составляет +/- 985,6 кг. и это надо инспектору Васькину все перевешивать. Поэтому инспектор Васькин Д.А. решил использовать хорошо зарекомендовавшую себя инструкцию советского продавца «обвесь покупателя», так называемый метод «вычитания». Не мог не знать инспектор Васькин Д.А., что в данном случае применять такой метод никак нельзя. В итоге, путем странных и понятных только Васькину Д.А., манипуляций, инспектор выявил перевес в контейнере в 491 килограмм. Молодец инспектор Васькин Д.А., проявил бдительность, благодарность заслужил.
Справка для инспектора Васькина Д.А.:
Приказ ФТС России № 2190 от 25 октября 2011 года. «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра (осмотра)».
«…3.2.1. Таможенный досмотр проводится в объеме и степени, установленных поручением. Изменение объема и степени таможенного досмотра допускается только по решению должностного лица, уполномоченного принимать решение о его проведении, в порядке, установленном настоящей Инструкцией. При этом составление нового акта таможенного досмотра не требуется.
3.2.2. Таможенный досмотр может проводиться в объеме 10, 50 и 100% от общего количества товаров, составляющих товарную партию, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3.2.3 настоящей Инструкции.
Количество товара определяется должностным лицом, проводящим таможенный досмотр, в количестве штук либо других единицах измерения, в которых обычно измеряется товар, подвергаемый таможенному досмотру. Определение количества производится расчетным путем перед проведением таможенного досмотра на основе данных о количестве товаров, содержащихся в документах. Исходя из установленного объема таможенного досмотра количество товара определяется для каждого наименования товара (торгового, коммерческого), имеющего один товарный знак, марку, модель, расфасовку, упаковку и обладающего одинаковыми техническими и (или) коммерческими характеристиками.
3.2.4. Степень таможенного досмотра указывает на то, какие действия необходимо произвести с тем количеством товара, которое определено исходя из указанного объема таможенного досмотра. Если поручением установлена необходимость пересчета грузовых мест, то производится пересчет всех грузовых мест товара, предъявленного к таможенному досмотру.
Взвешивание, вскрытие грузовых мест и пересчет количества предметов в грузовых местах производится только в отношении количества товара, определенного в соответствии с пунктов 3.2.2 настоящей Инструкции. Если поручением предусмотрено выборочное применение данных характеристик степени таможенного досмотра, то конкретные объекты досмотра и их количество в рамках уже определенного объема определяет должностное лицо, проводящее таможенный досмотр.
При выполнении во время досмотра таких операций, как измерение геометрических характеристик товаров, взвешивание товаров, вскрытие, пересчет, применение средств ТСТК, проверка наличия и соответствия наложенных средств идентификации, отбор проб и образцов для проведения экспертиз они должны фиксироваться в ходе фотосъемки.
Часть третья: Больная совесть порождает страх.
12 сентября бдительный инспектор Васькин Д.А составил определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Далее, в процесс принуждения уже включился отдел административных расследований (ОАР), который, в силу высочайшей компетенции, не мог в соответствии с действующим законодательством вынести решение по данному делу, наверное, потому, что лично начальник таможни контролировал данный вопрос.
В январе 2013 года дело об административном правонарушении Балтийской таможней было передано на рассмотрение в Кировский районный суд Санкт-Петербурга. Итог всего этого шоу: решением Кировского суда дело об административном правонарушении прекращено по малозначительности, потому что ни таможенным органом, ни судом вредные последствия или убыток государству не установлены, даже однобокие доказательства и предвзятое расследование дела не смогли убедить судью в виновности таможенного представителя. А апелляционным судом Санкт-Петербурга решение Кировского суда отменено и принято новое решение: прекратить дело об АП на основании отсутствии состава правонарушения. Если не считать временного удовлетворения ущемленного самолюбия начальника таможни, то итог дела печален.
Печальные последствия для государства очевидны.
Про дискредитацию таможенного органа писать не стану, не интересует это ни начальника Балтийской таможни, ни руководство ФТС. А вот прямой финансовый убыток бюджету на лицо:
25000 – 45 000 рублей средняя заработная плата сотрудника ОАР, ведущего в среднем 4-5 дел в месяц, (по данному таможенному представителю в сентябре 2012 года было возбужденно 4 дела об АП, которые прекращены по реабилитирующим), возьмем среднее значение 35 000 рублей х 4 месяца (время расследования) = 140 000 рублей.
Плюс стоимость экспертизы по отобранным образцам, средняя стоимость экспертизы продовольственных товаров, 40 000 – 80 000 рулей, возьмем среднее значение 60 000 х 2 экспертизы = 120 000 рублей. Экспертиза подтвердила заявленный таможенным представителем код.
Плюс шесть заседаний в Кировском районом суде по 3 000 рублей за заседание (исходя из среднего количества рассматриваемых судьей в месяц дел и зарплаты судьи) 4 х 3 000 = 12 000 рублей. 4 заседания в апелляционном суде по 3 000 рублей, 4 х 3 000 = 12 000 рублей. Возмещенные судебные издержки, опять же за счет бюджета в среднем 15 000 рублей х 4 дела = 60 000 рублей.
Общий финансовый итог принуждения уже оказался более 350 000 рублей. Именно во столько обошлось бюджету удовлетворение ущемленного самолюбия начальником таможни и выдавливание участника ВЭД из зоны деятельности Балтийской таможни.
Нерадостные последствия для предпринимателя тоже налицо:
Прямые убытки - порядка 100 тысяч рублей за сверхнормативное хранение контейнера с товаром в порту и 34 тысячи рублей за сверхнормативное пользование контейнером. Плюс расходы на юристов и судебные издержки. Про невыполнение контракта, упущенную выгоду, репутацию компании писать не буду, дабы не оскорбить ранимую душевную организацию руководства Балтийской таможни. Не разворовали и не испортили товар - и на том спасибо.
Что примечательно, на этом данное дело, как и остальные аналогичные, не заканчивается. Наступает вторая стадия – взыскивать убытки, причиненные незаконными действиями должностных лиц Балтийской таможни. Требовать от транспортной прокуратуры в регрессном порядке взыскать с должностных лиц причиненный бюджету ущерб и дать оценку действиям должностных лиц.
Справочно, информационно-пропагандистские материалы от пресс-службы СЗТУ:
Балтийская таможня: очевидно, в пути груз успел подрасти…
В начале сентября 2012 года в Балтийскую таможню представителем ООО «Гестион» была подана электронная декларация с целью помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». В качестве товара были предъявлены коробки с ассорти из морепродуктов в количестве 2464 штук, в которых находилось по 2 полиэтиленовых пакета, т.е. 4928 единиц товара. Заявленный вес товара составил 26410/25139 кг (брутто/нетто).
Однако, в рамках таможенного контроля был проведен досмотр, в результате которого в контейнере было обнаружено заявленное количество мест, весом, превышающим задекларированный ранее товар. Фактически вес незадекларированного товара составил 499 кг.
Таким образом, при проведении таможенного контроля установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.2 КоАП России. В результате чего возбуждено дело об административном правонарушении в отношении компании ООО «Гестион».
Пресс-служба СЗТУ
Балтийская таможня: «Гестион» на ошибках не учится
Неделю назад мы уже сообщали о том, что в начале сентября 2012 года в Балтийскую таможню представителем ООО «Гестион» была подана электронная декларация с целью помещения товара под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления»
Однако, в рамках таможенного контроля был проведен досмотр, в результате которого было обнаружено, что вес, заявленный ранее, превышен на 499 кг. В результате чего было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении компании «Гестион».
Но на днях ситуация повторилась с точностью почти до килограмма. В качестве товара были предъявлены коробки с ассорти из морепродуктов общим весом более 25 тонн. Фактически незадекларированными оказались 490 килограмм товара и в будущем речь будет идти про неуплату таможенных пошлин.
В связи с этим возбуждено еще одно дело об административном правонарушении по ч.1 ст.16.2 КоАП России в отношении компании ООО «Гестион».
Пресс-служба СЗТУ
Статьи по теме:
Хроника одного дела Балтийской таможни
Хроника одного дела Балтийской таможни,продолжение
Хроника одного дела Балтийской таможни, арбитраж разберется
Умышление без размышления
Хроническое дело продолжается
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД