Вчера, 18 февраля в Москве состоялось очередное заседание Координационного Совета под руководством первого заместителя председателя Комитета государственной Думы по транспорту М. Брячака. В ходе заседания обсуждался вопрос о необходимости создания при Евразийской Экономической Комиссии Экспертного совета по поправкам в Таможенный Кодекс Таможенного Союза. Экспертный совет планируется создать на паритетной основе между международными служащими Евразийской экономической комиссии, с одной стороны, и представителями объединений деловых кругов государств - участников Таможенного Союза, с другой. Первым делом Экспертного совета должно стать рассмотрение в апреле 2013 года поправок в ТК ТС, подготовленных деловыми кругами.
Большинство присутствовавших на заседании членов Координационного Совета считают, что законотворчество ЕЭК, в компетенцию которого входит установление таможенных правил для государств членов таможенного союза и подготовка новой редакции Таможенного Кодекса ТС, проходит без учета мнений бизнес-сообществ стран - участников Союза. По мнению выступивших на заседании Координационного Совета, ЕЭК по многим вопросам регулирования внешней торговли не консультируется с бизнесом и в ходе работы над нормативными актами не использует принципов «оценки регулирующего воздействия».
Создание Экспертного Совета при ЕЭК позволит создать механизм, который сбалансирует интересы бизнеса. Представитель Министерства экономического развития России, участвовавший в заседании Координационного Совета, поддержал предложение о создании Экспертного Совета при ЕЭК. В ходе подготовки новой редакции таможенного Кодекса ТС, Минэкономразвития получило от бизнес-сообществ обращения о несогласии с рядом норм, предлагаемых разработчиками, которые не учитывают интересы бизнеса, но, по мнению чиновников, нужны конкретные аргументы и обоснования. То есть, не нужно писать о том, что то или иное положение ТК ТС не соответствует международным стандартам, а необходимо подробно объяснить, в чем состоит риск, почему эти нормы не срабатывают в интересах бизнеса. Хотелось, чтобы Экспертный Совет сумел сформулировать такие аргументы.
Пока же подобный инструмент не создан, Координационный Совет предложил свою «пробу пера». Ей стал уже практически реализованный проект письма с рядом поправок к существующему Кодексу, адресованный Председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко. Вчера его содержание обсудили, сегодня оно должно быть подписано и отправлено адресату уже в готовом варианте, с доработкой и с учетом всех тех предложений, которые сделали члены Координационного Совета.
Во время заседания было отмечено, что механизм, предусматривающий взаимодействие бизнеса и исполнительных органов власти в области таможенного регулирования, утрачен. Евразийская комиссия принимает документы, не консультируясь с бизнесом. Затруднена, если вообще не исчезла, обратная связь. Не берется в расчет специфика, у ряда наших союзников нет морского флота, практически нет речного. Они подписывают документы, которые зачастую нарушают ту же Киотскую конвенцию, Лондонскую конвенцию. Отсутствие такого механизма негативно сказывается на нормативных документах в области таможенной политики трех стран, снижая конкурентоспособность их предприятий.
Проблема на сегодняшний день есть. И проблема острая. Бизнес хочет быть услышанным и готов к разумному диалогу. Он уже устал слышать чиновное, до боли знакомое : "надо подумать, обсудить, рассмотрим и дополнительно проинформируем" .....
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Проект письма Председателю Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Б.Христенко