Российский сухогруз, из-за которого 11 июня остановилась работа в портах Финляндии, уже несколько дней находится в Петербурге, но «Северо-Западное пароходство» продолжает выяснять причины конфликта, жалуясь на нехватку информации, предоставляемой финскими профсоюзами.
В период со 2 июня, когда «Русич-5» «Северо-Западного пароходства» зашел для разгрузки в порт Торнио (Финляндия), и по 11 июня сухогруз бойкотировался местными докерами (грузчиками). Обращение в два местных суда − Хельсинкский районный суд и суд в Кеми – результата не дало, хотя требования пароходства были удовлетворены. По косвенным доказательствам «СЗП» установило, что бойкот инициирован профсоюзами FSU и AKT, хотя AKT отрицал свою причастность, заявляя, что это исключительно локальный протест докеров. Ситуация зашла в тупик, поскольку у «СЗП» не было возможности направить сухогруз в другой порт.
10 июня «СЗП» направило письмо представителям местного профсоюза докеров, в котором сообщало, что им придется возместить потери, связанные с бойкотом. На следующий день профсоюзами докеров был объявлена всеобщая забастовка, поскольку в письме, по их версии, содержались угрозы.
В финских СМИ АKT пояснил свою позицию иначе: профсоюз выражает протест против условий труда на российском судне, в частности его не устраивают низкие зарплаты.
Какое, интересно, дело финским морякам до российских зарплат? Сергей Фишов, координатор ITF (International transport workers federation) в России пояснил, что финские профсоюзы, когда проводят акции в поддержку иностранных экипажей, защищают интересы не только иностранных, но и финских моряков. «Представьте себе гипотетическую ситуацию: между российским и финским грузовладельцами ходят два судна, русское и финское. На русском зарплаты меньше, на финском - выше. Русский судовладелец в этой гипотетической ситуации получает возможность демпинговать, а в итоге финские моряки могут потерять работу», - заявил эксперт изданию Фонтанка.Fi.
Фишов добавил, что по данным организации, в «СЗП» действительно низкие зарплаты: по последним данным базовая ставка равнялась 12,9 тысяч рублей в месяц. С учетом надбавок «на руки» моряки могли получать примерно 30 тысяч в месяц. Минимальная базовая ставка по требованиям МОТ с 1 января составляет 585 долларов. Финские моряки получают более 3 тыс. евро ежемесячно, работая по графику две недели через две.
После забастовки в финских медиа появилась информация о том, что компания Outokumpu, пользовавшаяся услугами «Северо-Западного пароходства», может отказаться от услуг российской судоходной компании. На своем сайте профсоюз AKT выражает удовлетворение этим решением.