В этом году перед чиновниками стоит задача во что бы то ни стало улучшить позиции России в рейтинге Doing Business. Уже в апреле эксперты Всемирного Банка прибудут в нашу страну, а в июне с ответным визитом штаб-квартиру в Вашингтоне посетят отечественные «реформаторы». К обеим встречам ведется тщательная подготовка. И, судя по всему, на этот раз упор будет сделан не на проведение реформ, а на доказывание их наличия и сложившейся практики правоприменения. Миссия поручена чиновнику из Минэка Станиславу Воскресенскому и получиновнику из АСИ Андрею Никитину.
В качестве доказательств спешно готовятся переводы на английский материалов правовых актов, вылизанная ведомственная статистика, «письма-подтверждения» от патриотически настроенных предпринимателей, а также мнения «независимых» экспертов. В качестве поддержки ведомствам предписано срочно разработать планы мероприятий по информационному продвижению результатов реформ, а АСИ - эти планы анализировать и дополнять. Иными словами, по мнению кураторов проекта, реформы в основном проведены, однако специалисты Всемирного Банка их почему-то в упор не видят, поэтому надо им как-то дипломатично в этом деле помочь.
Что в первую очередь видится странным: речь не идет о выполнении мероприятий Дорожных карт, в частности по таможенному администрированию, работа по которой, на наш взгляд, попросту провалена. Речь идет о том, что проведенные, даже формально, мероприятия должны бы привести к какому-то результату и соответствующим образом отразиться в рейтинге. А результата-то нет…
Ну, если не считать бодрых отчетов от ведомств. Вот сообщение пресс-службы ФТС от 25 февраля под названием «ФТС России выполнила пункты «дорожной карты» по сокращению сроков совершения таможенных операций»:
Все вполне себе красиво: меньше часа по экспорту, меньше двух – по импорту вместо запланированных суток. Однако на самом деле речь идет о самых средних цифрах по всей России в отношении товаров, не подконтрольных другим госорганам, и не являющихся рисковыми. А сколько таких? И сколько из них оформляются «субъектами малого и среднего предпринимательства, не имеющими большого опыта внешнеторговых операций», за судьбу которых чиновникам надо усиленно теперь переживать? Помнится, в былые времена подобные отчеты назывались «очковтирательством». Сейчас – «информационным продвижением успехов реформ».
Побывавшая в середине февраля в Большом порту Санкт-Петербурга группа чиновников могла воочию убедиться в нереальности указываемых сроков оформления. И даже недавно порекомендовали ФТС обеспечить проведение независимого исследования сроков прохождения импортных и экспортных процедур международной консалтинговой компании (видимо, в расчете на то, что уровень доверия к таковой у экспертов ВБ будет выше).
Запланированные Дорожной картой «быстрые победы» так и не состоялись, а небыстрые находятся в статусе отложенного ожидания. Понимают ли это чиновники, разъезжающие в поисках истины по всей стране от Калининграда до Владивостока? Ведь на самом деле истина рядом: Дорожная карта незаметно перестала быть предпринимательской инициативой. Её лишили самой сути, идеи создания условий, при которых построенная модель таможенного администрирования обеспечивала бы надлежащий контроль со стороны государства, и была бы привлекательной для бизнесменов. Нет идеи – нет модели. Может, пора остановиться и начать заново?..
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД