Введение санкций со стороны России, стран Евросоюза и других государств существенно не повлияли на отечественный малый и средний бизнес: нехватка собственных средств и высокие кредитные ставки были и раньше. Однако в связи с падением курса рубля у многих российских компаний появился шанс выйти на зарубежный рынок: снижение цены на продукцию сделало их более конкурентоспособными. Об этом и о многом другом рассказали участники XII Форума субъектов малого и среднего предпринимательства, проходящего в Санкт-Петербурге.
Проблемы для малого и среднего бизнеса остались прежними - это отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития, рассказал ПРОВЭД управляющий директор по региональному развитию и поддержке МСП «Экспортного страхового агентства Россия» (ЭКСАР) Андрей Поляков. «Те проблемы, которые были до санкций, никуда не исчезли: я имею в виду и отсутствие собственных финансов, и проблемы с кредитованием». Недостаточная залоговая база и высокие ставки по-прежнему сдерживают кредитование отечественных экспортеров.
Помимо этого, по словам Андрея Полякова, российским компаниям не хватает информации о требованиях зарубежных рынков. Также в числе сдерживающих факторов представитель страховой компании называет увеличение стоимости фондирования, рост просроченной задолженности, сложности с обеспечением и необходимость поддержания высокого уровня резервов.
Те же, кто решился вывозить свой товар за рубеж, из-за нестабильной остановки стали внимательнее относиться к рискам. «Увеличилось число желающих покрывать свои риски, потому что многие уже на себе ощутили, что это такое. В частности, те, кто переориентировался в страны СНГ, поняли, что там риски выше европейских», - говорит представитель ЭКСАР. Что касается Украины, то здесь работа компании частично была приостановлена. «В связи с политической ситуацией новые контракты для покрытия мы пока не берем», - отмечает он.
По словам исполнительного директора «Евро Инфо Консультационного Центра» в Санкт-Петербурге (ЕИКЦ) Максима Баланева, из-за санкций и последующего падения рубля у отечественных бизнесменов появились не только угрозы, но и возможности. «Из-за разницы в курсах наша продукция становится наиболее конкурентоспособной, соответственно, на нее увеличивается спрос, - отмечает он в комментарии ПРОВЭД. - Мы увидели четкий тренд: многие компании, которые раньше не экспортировали, стали активно интересоваться экспортом».
В качестве положительного примера Максим Баланев приводит опыт одной российской компании, которая производит мебель из металла. Если, к примеру, в августе металлический шкаф стоимостью 10730 рублей в валютном эквиваленте составлял 218 евро, то в декабре – уже 160 евро: выгода для иностранных покупателей в 27%. Естественно, спрос увеличивается. Другой пример – компания, производящая фармацевтические препараты, которая месяц назад заключила с Филиппинами контракт на поставку своей продукции. На момент заключения сделки, 7 ноября, вырученные 3,2 миллиона долларов «стоили» 144 миллиона рублей, а 10 ноября - уже 172 миллиона рублей. Таким образом, прибыль за несколько дней увеличилась на 28 миллионов рублей.
Между тем, исполнительный директор петербургского ЕИКЦ отмечает, что сейчас в России не хватает «единого окна» по вопросам интернационализации бизнеса. «Информации очень много, достаточно много игроков на рынке, но единого места по экспорту, где бы это все аккумулировалось и было бы крепко связано с органами государственной власти, нет», - говорит Максим Баланев изданию.