В последние дни в прессе активно обсуждается очень неоднозначное решение ФТС, о котором общественность узнала из так называемого "письма про 14 августа". В пятницу ФТС в очередной раз попыталась объясниться с перевозчиками и журналистами....Речь шла об одностороннем решении руководителя ФТС, г-на А. Бельянинова, согласно которому “…в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и обеспечения полноты и своевременности поступления в федеральный бюджет таможенных платежей, с 14 августа 2013 года помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с использованием книжек МДП осуществлять при условиях обеспечения соблюдения таможенного транзита с применением мер, предусмотренных пунктом 1 статьи 217 Таможенного кодекса Таможенного союза”.
Таким образом, участники ВЭД были поставлены перед фактом, что с 14 августа ФТС перестанет применять процедуру таможенного транзита с использованием книжек международных дорожных перевозок (TIR), предусмотренную Таможенной конвенцией ООН от 1975 г. Эта новость просто шокировала бизнес сообщество. На попытки как-то достучаться до таможенников из кабинетов ФТС не доносилось ни звука.
Но после публикации газетой "Ведомости" статьи Маргариты Лютовой, лед тронулся. На вечернем совещании в ФТС уважаемые таможенники осознали, что тучи начали сгущаться, было принято решение посвятить-таки интересующихся в свои замыслы и провести пресс-конференцию. Над названием темы долго думать не пришлось : «С 14 августа 2013 года изменятся условия использования книжек международных дорожных перевозок».
Татьяна Голендеева - статс-секретарь и заместитель руководителя ФТС РФ в начале своего выступления пояснила позицию таможни по Женевской Таможенной конвенции: " Те действия, которые намерена предпринять ФТС 14 августа 2013 г. никоим образом нельзя рассматривать как намерение выйти из Таможенной конвенции МДП. Полномочий у ФТС в одностороннем порядке расторгнуть данный международный договор нет. Как и не стояло цели сделать это. Конвенция действует на территории РФ в полном объеме... "
Чего ожидать?
К указанным мерам относятся таможенное сопровождение, предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и установление маршрута перевозки. Принятие решения о применении таможенного сопровождения будет относится исключительно к компетенции таможенных органов, а установление маршрута перевозки товаров может применяться только дополнительно к иным мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита в случаях, определяемых на основе системы управления рисками.
Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов может быть предоставленно любым из способов, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза,- денежными средствами(деньгами), банковской гарантией, поручительством или залогом имущества.
Право выбора способа обеспечения предоставленно декларанту таможенной процедуры таможенного транзита. Помимо декларанта обеспеспечение при транзите может быть предоставленно иным лицом, если это лицо вправе владеть, пользоваться или распоряжаться перевозимыми товарами.
Обеспечение можно предоставить заблаговременно, еще до ввоза товаров, что позволит исключить случаи простоя транспортных средств в пунктах пропуска, отмечают в ФТС.
Поручительство.
При выборе поручительства в качестве способа обеспечения необходимо учитывать, что оформить поручительство при таможенном транзите можно несколькими способами. Один из них - это поручительство, обеспечиваемое организацией, с которой ФТС заключила договор поручительства по обязательствам нескольких лиц. Из пресс-релиза, представленного перед пресс-конференцией журналистам следует, что в настоящее время таких договоров заключено несколько, в том числе договоры поручительства с ООО "СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "АРСЕНАЛ" и ООО "АДАЛ". О РОСТЭКЕ ни слова, но, насколько известно, перечисленные компании, не что иное, как, "отростки" РОСТЭКА, созданные в ожидании окончательного решения Госдумы...
Где собака зарыта.
Об АСМАП....
Госпожа Голендеева объяснила мотивы ФТС: "Все наши действия и все наше ужесточение относительно применения на территории РФ книжек МДП, связаны с нашими, к сожалению, не конструктивными отношениями с организацией, предоставляющей гарантии - АСМАП. За многие годы сотрудничества накопилось большое количество проблем и наши взаимоотношения с данной конкретной организацией зашли в тупик". Лишая АСМАП бизнеса и средств к существованию, ФТС, видимо, начало борьбу с очень опасным противником - транспортным комитетом Госдумы РФ, в последнее время очень сильно беспокоящим таможню, а заодно расчищая поле для того же РОСТЭКа....
О цифрах....
"Самый пиковые года у нас 2002, 2003, 2005, цифры у нас тогда зашкаливали за два с лишним млрд. рублей, по итогам 2012г. такая задолжность 15,9 млн. рублей. Конечно, положительная тенденция есть, но, тем не менее, недополучение таможенных платежей в Федеральный бюджет в наличии, и в целом, за все эти годы, начиная с 1996 г. статистика эта достаточно официальная, эту статистику мы предоставляем органам прокуратуры, счетной палате, когда она интересуется суммами задолжности. Официальные цифры свидетельствует, что общая задолжность по неуплате таможенных платежей со стороны АСМАП перед таможенными органами, а надо понимать, что перед Федеральным бюджетом РФ - 8,9 млрд рублей. Это основные платежи, за это время почти 12 млрд. накапали пени. Так вот и получается цифра, которой мы оперируем в своих официальных пресс-релизах: 20,8 млрд рублей"- заявила Голендеева.
Но на этот счет есть другая точка зрения и совершенно другая статистика.
Согласно статистике Международного Союза Автотранспорта (МСАТ) (организация, уполномоченная всеми договаривающимися сторонами МДП в соответствии со статьей 6.2.-бис Конвенции МДП управлять международной гарантийной цепью), которая ежегодно в установленном порядке передается в Организацию Объединенных Наций и проверяется международными аудиторами, и данным самого АСМАП, подкрепленным системой, используемой МСАТ, где любая погрешность сведена к минимуму благодаря действующей системе Safe TIR, позволяющей отслеживать состояние каждой книжки и долг по ней в онлайн-режиме, удостовериться в завершении доставки и отсутствии претензий к перевозчику, получается иная картина.
Исходя из этих данных, в течение 2010-2013 гг. таможенными органами России было принято в оформление в общей сложности 5 миллионов книжек МДП, представляющих собой гарантийное покрытие на сумму 12,5 трлн. рублей (около 240 млрд. евро), предоставляемое гарантийной цепью МДП. За этот же период российскими таможенными органами в адрес АСМАП было выставлено в общей сложности лишь 105 требований об уплате на сумму порядка 92,3 млн. рублей (около 1,8 млн. евро), которые представляют собой 0,002% от всех перевозок МДП, выполненных за этот период. Из вышеуказанных 105 требований об уплате 87 претензий были оплачены АСМАП. Еще 10 требований об уплате были аннулированы по решению компетентных российских судов, которые вынесли решение в пользу АСМАП. Остальные 8 требований об уплате находятся на рассмотрении гарантийной цепи МДП в соответствии с условиями Конвенции МДП.
Таким образом, лишь 7,6% (8 из 105) российских претензий не были урегулированы в течение последних 3 лет гарантийной цепью МДП, поскольку они еще находятся на рассмотрении, в полном соответствии с Конвенцией МДП.
Претензий у ФТС до сего времени не было....
Фактические показатели по претензиям МДП демонстрируют, что в последние несколько лет международная гарантийная цепь МДП выполняла все свои обязательства в полном соответствии с положениями Конвенции МДП и российского законодательства, в образцовом порядке. Исходя из этого, ФТС не направлял никаких жалоб в этом отношении ни напрямую в МСАТ, ни какому-либо иному компетентному органу МДП ООН.
Письмо, или все же нормативно-правовой акт?
Ни ФТС, ни другое ведомство не имеет права издавать нормативно-правовые акты в виде писем. Точнее, издать-то конечно может, только будет ли такое письмо иметь юридическую силу?
Содержание письма, опубликованного на сайте ФТС, а именно так его позиционируют сотрудники вышеозначенной организации, затрагивает права участников ВЭД, распространяется на неограниченное количество лиц и неограниченный срок. Т.е., фактически, по содержанию это нормативный правовой акт, но в данном случае он тогда должен быть издан в виде приказа, должен быть предварительно направлен на процедуру ОРВ (Оценку Регулирующего Воздействия), и далее, в Минюст - на регистрацию, либо на заключение об отсутствии необходимости в регистрации, затем официальное опубликование и вступление в силу. Возникает множество вопросов.
Ситуацию попыталась прояснить Кристина Лебедева - заместитель начальника отдела судебной защиты Правового управления ФТС: "Нет никакого запрещения, чтобы мы в виде писем выражали свою позицию. Это всего лишь позиция ФТС относительно применения Конвенции. Положение Конвенции предоставляет нам такое право, помимо страхования требовать еще какую-то гарантию. Наша позиция исключительно основана на нормах Конвенции и на нормах Таможенного кодекса, поэтому отдельного нормативно-правового акта не требуется".
Александр Смеляков - начальник Управления по связям с общественностью поддержал коллегу: " Мы не провели консультации с бизнесом и не направляли документ на ОРВ, так как от нас это требуется только тогда, когда издается нормативно-правовой акт, а в данном случае это письмо. Если поднялась буча, то это не правовое обоснование, мы государственная структура и обязаны действовать в соответствии с законодательством. У нас есть юристы и письмо это было выверенно. И по закону мы не обязаны проходить эти процедуры"
Есть истина в словах таможенников. Решение руководителя ФТС было принято без какой-либо консультации c соответствующими участниками системы МДП на национальном или международном уровне. В частности, МСАТ не получал каких-либо жалоб со стороны Федеральной таможенной службы касательно функционирования системы МДП в течение последних лет. Более того, насколько известно, ни органы МДП ООН, ни ЕЭК ООН не были проинформированы Федеральной таможенной службой об этом решении.
Но из этого следует одно - если это письмо не является нормативно-правовым актом, у импортеров и экспортеров появляются законные основания оспорить свой "непропуск" через границу после 14 августа в суде, они вправе сослаться на статью 217 Таможенного кодекса Таможенного союза....
Хотели как лучше...
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 ТК ТС предусмотрен конвой или уплата таможенных платежей, а по пункту 2 этой же статьи конвой или уплата не взимается при перевозке таможенным перевозчиком (ВТТ). Таким образом, возможно, наступят: уменьшение доли иностранных автоперевозчиков на рынке России, уменьшение потока транзитных грузов через третьи страны (в частности, Прибалтийские), увеличение сроков доставки, в особенности сборных грузов, увеличение количества российских перевозчиков с лицензией таможенного перевозчика и их востребованность (в случае, если пункт 2 статьи 217 ТК ТС также будет применяться), повышение стоимости перевозок из Европы. И, самое главное, что бы там не говорила госпожа Голендеева, данное нововведение по сути означает односторонний выход России из Конвенции МДП 1975 г....
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!