«Им дали паруса, а они вцепились в якорь»! До недавнего времени это был главный принцип реформирования таможенного администрирования. Но в этом году что-то у них там, на Филях, пошло не так. И чтобы не испортить ФТС таможенную карму, не стану менять свою риторику на примитивные лайки. Неожиданно, как всегда, наступила осень, и в октябре выяснилось, что ФТС в таможенном администрировании оставила якоря в покое и усиленно взялась за паруса.
Удивление первое
Очень сильно меня удивило то, что в основных программных заявлениях ФТС стало нормой упоминать принцип равнодоступности участников рынка ВЭД, так активно продвигаемый в последний год первыми лицами ФТС. Звучит на первый взгляд дико: равный доступ участников ВЭД к таможне. Пусть не подрыв устоев, но серьезная попытка поставить под сомнение целесообразность существования околотаможенного бизнеса. И, опять же, впервые таможня начала это демонстрировать не на словах, а на деле. Набор введенных технологий (электронное декларирование, уплата таможенных платежей онлайн посредством «Личного кабинета», автоматическая регистрация, в перспективе – автоматический выпуск, предварительное декларирование и прочее) позволил участнику ВЭД любого уровня и любого статуса иметь возможность общаться с таможней напрямую и при этом разговаривать самостоятельно, без посредников, без «правильных брокеров» и иных решал. Особенно это ощутимо при оформлении экспорта. И это первое, что уже на деле доказала ФТС.
Удивление второе
На фоне формирования равнодоступности ФТС активно реализует на практике и принцип равноудаления участников ВЭД – всех без исключения, на абсолютно равных условиях. И это очень важно, особенно в совокупности с равнодоступностью. Это реальная попытка искоренить основной источник коррупции в таможенных органах и базовые условия для контрабанды. То, что уже сделано, ничтожно мало по сравнению с тем, что еще предстоит сделать, но при этом этот первый маленький шаг, даже не шаг, а шажок, просто неоценимо огромен на фоне реформ таможенного администрирования за последние лет десять.
Как-то незаметно не стало особых входов в ФТС для «особых брокеров» или импортеров, нет фанфар и софитов. По крайней мере, визуально все как-то прилично и справедливо пока складывается. Впервые таможня заявила вслух – и стала эти заявления закреплять на практике – о том, что главным потребителем, так сказать, «таможенных услуг» являются экспортеры и импортеры, то есть главные заказчики и выгодоприобретатели внешнеэкономической поставки. Грешным делом подумал, что случайно забыли про таможенных представителей и склады временного хранения. Как так-то, как без них, куда без них, кому платить-то? На святое замахнулись. Но то ли не слышат в ФТС стоны, то ли безразличны к судьбе посредников. Молча и настойчиво таможня на практике стала продвигать принципы равнодоступности и равноудаленности. Все это в совокупности, к моей большой радости, ФТС самостоятельно стала реализовывать в вопросах таможенного администрирования. И если пока не с целью полного избавления от посредников, то как минимум с целью минимизации участия посредников во взаимоотношениях таможни с экспортерами и импортерами.
Набор уже внедренных технологий наглядно демонстрирует, что единственная причина существования института таможенных представителей – это административный ресурс. А принципы равноудаленности и равнодоступности лишают таможенного представителя этого единственного ресурса. Все остальные рассуждения о необходимости, значимости, незаменимости и важности таможенного представителя в его нынешнем виде уже из области магического сюрреализма. А с учетом тех технологий, которые ФТС обещает внедрить в ближайшее время, то и участь СВХ в принципе так же предрешена. Естественно, что гастролирующие группы поддержки виртуального совершенствования таможенного администрирования будут пытаться продвигать в ФТС через разных лоббистов различные программы «совершенствования», «улучшения», «значимости» и «незаменимости» института брокерства. Придется терпеть, очень уж прикормленные места.
Демонстрируемое ФТС безразличие к институтам таможенных представителей и складов временного хранения, с одной стороны, дает ФТС вполне ощутимый простор для маневров в выстраивании технологий и их нивелировании в единой цепочке процессов таможенного администрирования. А с другой стороны, дает реальный шанс для таможенных представителей перейти от практики «торговли административным ресурсом» к практике профессионального консультирования экспортеров и импортеров и к аудиту бизнес-процессов цепи поставки с целью быстрого и безопасного прохождения таможенных формальностей, а не с целью зарабатывания на сложностях таможенного администрирования. Со складами временного хранения немного проще, как институт они уже себя окончательно исчерпали. Более того, сегодня на этапе «доставка – закрытие доставки» СВХ – это как административный барьер (потому как только с подачи таможни, умышлено или по причине нерасторопности, транспортные средства «загоняются» на СВХ), так и финансовый, потому как не бесплатное это «удовольствие» для импортера.
Вот так, тихо и незаметно, ФТС под руководством Булавина совершила таможенную революцию. Пусть не революцию, но переворот точно – в идеологии формирования таможенного администрирования. Подняла паруса и развернула таможенный парусник в сторону упрощения и совершенствования таможенного администрирования, забыв пока про якоря!
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Комментарии
Аудит бизнес-процессов цепи поставки с целью быстрого и безопасного прохождения таможенных формальностей, предложенный как альтернатива таможенным представителям всем хорош, за исключением одного- нет солидарной финансовой ответственности за результат. Именно таким аудитом сейчас зарабатывают так называемые "серые" брокеры. Надавали декларанту "грамотных" советов, даже декларацию заполнили, только отвечать за вполне вероятные для декларанта последствия от таких советов не хочется. Потому и не подписывают декларацию. Может поэтому в КоАП есть статья 16.23 "Незаконное осуществление деятельности в области таможенного дела"? А, вспомнил, с КоАП-ом таможенные представители тоже договорились.
Если честно, то изрядно устали уже все от вашего лизоблюдства и крайне примитивного старания обозначиться, хоть как-то обозначить свою значимость.
1. По делам об АП, не смешили бы вы народ и не выглядели смешными, сам недавно видел вашу, приятутую за уши, излагаемую Кашкаровым на выставке «Таможня» статистику. Особенно впечатлила по Балтийской таможне. Напомните, где сейчас Моценюк? И не спешите с выводами, у вас ещё все впереди.
2. Про крупных импортеров. Тут надо слезу пустить, потому, как в большой степени, благодаря активному участию, именно Гермеса, процедуры импорта до сих пор такие забюрокроченные.
3. КОАП (ст.16.23), как раз для того и введена, чтобы хоть как-то навести порядок в хаосе реестровых посредников. Часто путаете вы Детский мир с Миром детства.
4. Расскажите ещё про саморегулирование рынка реестровых посредников. Но главное не говорите о легкости проведения таможенных процедур, о доступности к ним.