К сожалению, сегодня таможенная служба Российской Федерации подходит к участнику внешнеэкономической деятельности с той позиции, что он потенциальный жулик и уклонист от уплаты таможенных платежей. Несомненно, желающих обмануть таможню и казну немало – доказательством тому служат многочисленные дела о незаконном перемещении товаров через границу, о недостоверном декларировании, о попытке подкупа должностных лиц таможни. Однако есть ряд случаев, когда таможня действительно могла бы пойти на послабления для участников ВЭД без ущерба для бюджета и госбезопасности. О спорных случаях, возникающих на таможне, и о возможных компромиссных решениях для них рассказал Олег Казённов, начальник отдела таможенного оформления ПАО «Детский мир», выступавший на конференции «ВЭД и таможня 2017: оптимизация таможенной деятельности компании» в Москве.
− Объемы нашего импорта – более 3 тысяч контейнеров в год. С 2015 года – мы УЭО, и 95% грузов оформляем сами, без привлечения брокеров. По этой причине я знаю работу таможни очень глубоко, а не просто по рассказам брокеров.
Предложение первое. Уравнять статьи 16.1 и 16.2 КоАП в части веса
− Могу сказать по опыту, что вес – любимая «дойная корова» таможни. По статье 16.1 КоАП РФ, указание недостоверных данных о весе товаров сразу влечет ответственность перевозчика. Что касается статьи 16.2, где декларирование уже не в транзите, а в импортной грузовой таможенной декларации, тут недостоверное указание веса увязано только со случаем, когда вес влияет на исчисление пошлины. То есть, это так называемые «евро-ставки» − столько-то евро за кг продукции.
Не кажется ли вам странным, что указание неверного веса при пересечении границы представляет для государства опасность в любом случае, а не на границе - только в случае, если от веса зависит пошлина?
Те, кто работает, знают, что в большинстве ситуаций добиться указания в документах абсолютно верного веса – сложная задача. И этот момент хорошо знает таможня. Машина на границе направляется на досмотр со взвешиванием, выявляется перевес, ну а дальше, думаю, вы догадываетесь о том, как эту проблему несложно «монетизировать».
Возьмем пример с нашими грузами – игрушки (40% импорта). Парадокс ситуации в том, что если у нас выявят перевес на границе, то будут проблемы (и прецедентов достаточно). Но если его выявят не на границе, а на внутреннем СВХ, то никаких проблем не будет! Почему государство по-разному оценивает свой ущерб – в зависимости от места нахождения таможни?
Во всем мире таможня не придает большого значения весовым характеристикам груза. Либо допускает какие-то существенные отклонения от этого параметра. Те, кто работает, например, с Европой знают, какое недоумение вызывает у поставщика наша просьба дать вес буквально каждого артикула. Они не понимают, зачем это нужно.
Понятно, что отказаться от контроля веса на границе невозможно. Пока есть ставки пошлин в евро за килограмм, контроль веса будет актуален. Но я хочу предложить компромиссное решение – сделать норму статьи 16.1 КоАП в части веса аналогичной 16.2 – то есть ответственность за указание недостоверного веса на границе наступает, только если это повлияло на уменьшение платежей.
Тогда мы существенно снизим коррупционную составляющую статьи 16.1 КоАП, а также исключим случаи задержания на границе грузов, платежи на которые не зависят от веса.
Предложение второе. Доработать программные средства таможенников, которые они используют для досмотров
− Таможенный досмотр – второй сложный блок для работы с таможней. Внутренняя инструкция ФТС о проведении досмотров содержит лишние вещи, усложняющие работу самих инспекторов.
Например, буквально в каждый акт досмотра инспектор прикладывает 4 документа декларанта – копию паспорта, лист с регистрацией, приказ о приеме на работу, доверенность. Каждый раз, при каждом досмотре. Один и тот же сотрудник может в течение года сходить на 100 досмотров и каждый раз с него будут спрашивать эти документы.
Неужели нельзя сделать блок в программном средстве инспектора, где к каждому ИНН будут привязаны актуальные данные нескольких действующих сотрудников? Отметить срок действия доверенностей и программа сама подскажет инспектору, когда нужно запросить у декларанта новые документы. И не надо каждый раз переводить бумагу. На таких мелочах теряется эффективное время досмотров. А это лишь один пример.
Предложение третье. Прописать допустимые отклонения по весу
− Опять вернемся к весу груза. Но уже к тому, который заявляется при импорте и влияет на платежи. Полно ситуаций, когда вес товаров меняется в пути следования. То есть вес может быть верным на этапе загрузки, но оказаться иным к моменту прихода груза на таможню.
Скажем, некоторые цветы перевозятся с упаковкой, обеспечивающей их питание. Проще говоря, с водой. В дороге цветок насыщается водой и становится тяжелее. Декларант подает в ГТД вес цветов по документам, не подозревая, что вес изменился. И получает дело об АП.
Другой пример − есть иные товары, которые гигроскопичны (впитывают влагу). Контейнер за время следования контейнера из Китая пересекает несколько климатических поясов. Вата или хлопок напитываются влагой и также становятся тяжелее.
Да, можно решить эту проблему предварительным осмотром и установлением фактического веса. Но представьте ситуацию к 8 марта, когда единовременно на СВХ прибывают десятки машин с цветами. Если каждую машину выставить на предварительный осмотр, то работа СВХ будет парализована.
С весовыми характеристиками в таможенном законодательстве нужно что-то делать. Сложность в том, что любое предложение здесь будет парировано таможней единственной фразой: «Это может повлечь недоплату таможенных платежей».
Но отмечу, что по многим эпизодам таможня заводит так называемые «кефирные» дела, то есть такие, где ущерб очень маленький. Делается это ради показателей. Наверное, нужно, как вариант, прописывать какие-то допустимые нормы весовых отклонений. Да, будет маленький риск неуплаты платежей. Но не будет пустой работы, которая тоже требует ресурсов таможни, по «кефирным» делам.
Предложение четвертое. Найти современную замену индексу таможенной стоимости
− Контроль таможенной стоимости − самая больная тема. Речь о всем известном приказе № 280. Что он выявил? Нет, не то, что импортеров зажимают и доначисляют платежи. Это скорее следствие. Причина в другом. Глобально приказ № 280 оголил следующую проблему – ФТС так и не научилась нормально контролировать таможенную стоимость.
Будь я чиновником, я, наверное, поступал бы точно так же – когда тебе ставят планы по сбору платежей, нет ничего проще, чем всех подравнять под одну гребенку. Есть УТС (ИТС) с показателем долларов /кг. Понятие это очень и очень усредненное.
Вот вы купили в Китае у поставщика 1 контейнер игрушек. Так как это всего 1 контейнер, китаец дал вам цену, грубо, $5/кг. А я купил у того же поставщика не 1 контейнер, а 50. Китаец дал мне цену $2,5/кг. Таможня не смотрит на эти особенности. А чтобы их установить, нужен подробный анализ обеих поставок. Таможня видит так: импортер Х – $5/кг. Импортер Y – $2,5/ кг. Конечно, она будет задавать вопросы, почему ИТС вдвое ниже. Один лишь этот пример показывает всю ущербность методики среднего расчета ИТС.
Но главное даже не в этом. Применяя понятия «ИТС», «проходная цена», ФТС одновременно провоцирует другое нарушение – вывод денег за рубеж.
Пример – я покупаю станок за 200 тысяч евро, а за рубеж перевожу 2 млн евро. Заявляю стоимость по инвойсу в 2 млн евро, привожу этот станок, таможня хлопает в ладоши, так как товар выше риска. Он успешно выпускается без дополнительных мер контроля. Если постараться, можно выпустить еще и в нули (0% пошлина и НДС). И все, 2 млн евро я легально вывел за рубеж, закрыв их вывод растаможенной поставкой по импорту.
Не должно быть показателя ИТС как «средняя температура по больнице». Да, он решает задачу наполнения бюджета, но глобально это совершенно древняя технология.
Предложение пятое. Принимать за главное доказательство цены экспортную декларацию
− Коснусь запросов по дополнительным проверкам. Только один пример – запрос прайс-листа производителя товаров. Вот зачем этот документ? Ведь все же его тупо рисуют в Photoshop за 2 минуты. Понятно, что таможня РФ не привлечет к ответственности китайца за неправильный прайс-лист. Поэтому из этих запросов по доппроверкам желательно убрать эти пустые документы, содержание которых никак нельзя проверить.
Есть только один правильный путь к определению таможенной стоимости – это экспортная ГТД страны-экспортера. Во-первых, экспортер заинтересован в возврате НДС, значит, не будет занижать таможенную стоимость. Во-вторых, декларация проверена таможней страны экспорта. В-третьих, ГТД является официальной информацией и не может быть подделана государственным органом (в отличие от того же прайс-листа). Да, в экспортной ГТД нет таможенной стоимости, но есть фактурная – а это основная составляющая таможенной стоимости.
Сейчас таможня делает письменные запросы в таможню страны-экспортера на корявом английском языке. А иногда и на русском, полагая что, например, китайцы должны знать русский язык. Информация из ЕХ ГТД должна поступать инспектору в электронном виде, желательно с переводом. Контейнер плывет из Китая около 40 суток, это достаточный срок для обмена информацией.
Ведь все слышали, что раз в год Китай публикует статистику по экспорту в РФ и она смешным образом в несколько раз больше наших данных по импорту в РФ. Вот где нужно искать пропавшие платежи.
Я понимаю, что задача обмена ценами из ЕХ ГТД между странами – это очень сложная задача. Но можно было сделать хотя бы что-то в этом направлении за 5 или 10 лет. Хотя бы с отдельной страной и по некоторым группам товаров.
Знаете, как работает таможня США? За месяц до прибытия в порт США в таможню должна быть представлена вся информация об отправке в электронном виде. И это не предварительное информирование от перевозчика, как у нас, а именно информация от государственных органов. Все это время таможня анализирует информацию и отрабатывает риски. К моменту прибытия груза по нему уже выработано решение о мерах контроля.
Если задача сделать обмен с государством экспортными ГТД сложная, можно сделать поблажки для тех импортеров, которые отнесены к категории низкого риска и которые сами предоставляют экспортную декларацию в момент таможенного оформления. Пару раз в месяц можно делать выборочные международные запросы на предмет проверки этих ГТД.
В общем, здесь вариантов много. Главное, чтобы было желание это сделать. Да, это сложная задача, но нужно двигаться вперед. И упрощать работу прежде всего, самой таможне. Упрощение для бизнеса последует автоматически.
К сожалению, сегодня таможенная служба Российской Федерации подходит к участнику внешнеэкономической деятельности с той позиции, что он потенциальный жулик и уклонист от уплаты таможенных платежей. Несомненно, желающих обмануть таможню и казну немало – доказательством тому служат многочисленные дела о незаконном перемещении товаров через границу, о недостоверном декларировании, о попытке подкупа должностных лиц таможни. Однако есть ряд случаев, когда таможня действительно могла бы пойти на послабления для участников ВЭД без ущерба для бюджета и госбезопасности. О спорных случаях, возникающих на таможне, и о возможных компромиссных решениях для них рассказал Олег Казённов, начальник отдела таможенного оформления ПАО «Детский мир», выступавший на конференции «ВЭД и таможня 2017: оптимизация таможенной деятельности компании» в Москве.
− Объемы нашего импорта – более 3 тысяч контейнеров в год. С 2015 года – мы УЭО, и 95% грузов оформляем сами, без привлечения брокеров. По этой причине я знаю работу таможни очень глубоко, а не просто по рассказам брокеров.
Предложение первое. Уравнять статьи 16.1 и 16.2 КоАП в части веса
− Могу сказать по опыту, что вес – любимая «дойная корова» таможни. По статье 16.1 КоАП РФ, указание недостоверных данных о весе товаров сразу влечет ответственность перевозчика. Что касается статьи 16.2, где декларирование уже не в транзите, а в импортной грузовой таможенной декларации, тут недостоверное указание веса увязано только со случаем, когда вес влияет на исчисление пошлины. То есть, это так называемые «евро-ставки» − столько-то евро за кг продукции.
Не кажется ли вам странным, что указание неверного веса при пересечении границы представляет для государства опасность в любом случае, а не на границе - только в случае, если от веса зависит пошлина?
Те, кто работает, знают, что в большинстве ситуаций добиться указания в документах абсолютно верного веса – сложная задача. И этот момент хорошо знает таможня. Машина на границе направляется на досмотр со взвешиванием, выявляется перевес, ну а дальше, думаю, вы догадываетесь о том, как эту проблему несложно «монетизировать».
Возьмем пример с нашими грузами – игрушки (40% импорта). Парадокс ситуации в том, что если у нас выявят перевес на границе, то будут проблемы (и прецедентов достаточно). Но если его выявят не на границе, а на внутреннем СВХ, то никаких проблем не будет! Почему государство по-разному оценивает свой ущерб – в зависимости от места нахождения таможни?
Во всем мире таможня не придает большого значения весовым характеристикам груза. Либо допускает какие-то существенные отклонения от этого параметра. Те, кто работает, например, с Европой знают, какое недоумение вызывает у поставщика наша просьба дать вес буквально каждого артикула. Они не понимают, зачем это нужно.
Понятно, что отказаться от контроля веса на границе невозможно. Пока есть ставки пошлин в евро за килограмм, контроль веса будет актуален. Но я хочу предложить компромиссное решение – сделать норму статьи 16.1 КоАП в части веса аналогичной 16.2 – то есть ответственность за указание недостоверного веса на границе наступает, только если это повлияло на уменьшение платежей.
Тогда мы существенно снизим коррупционную составляющую статьи 16.1 КоАП, а также исключим случаи задержания на границе грузов, платежи на которые не зависят от веса.
Предложение второе. Доработать программные средства таможенников, которые они используют для досмотров
− Таможенный досмотр – второй сложный блок для работы с таможней. Внутренняя инструкция ФТС о проведении досмотров содержит лишние вещи, усложняющие работу самих инспекторов.
Например, буквально в каждый акт досмотра инспектор прикладывает 4 документа декларанта – копию паспорта, лист с регистрацией, приказ о приеме на работу, доверенность. Каждый раз, при каждом досмотре. Один и тот же сотрудник может в течение года сходить на 100 досмотров и каждый раз с него будут спрашивать эти документы.
Неужели нельзя сделать блок в программном средстве инспектора, где к каждому ИНН будут привязаны актуальные данные нескольких действующих сотрудников? Отметить срок действия доверенностей и программа сама подскажет инспектору, когда нужно запросить у декларанта новые документы. И не надо каждый раз переводить бумагу. На таких мелочах теряется эффективное время досмотров. А это лишь один пример.
Предложение третье. Прописать допустимые отклонения по весу
− Опять вернемся к весу груза. Но уже к тому, который заявляется при импорте и влияет на платежи. Полно ситуаций, когда вес товаров меняется в пути следования. То есть вес может быть верным на этапе загрузки, но оказаться иным к моменту прихода груза на таможню.
Скажем, некоторые цветы перевозятся с упаковкой, обеспечивающей их питание. Проще говоря, с водой. В дороге цветок насыщается водой и становится тяжелее. Декларант подает в ГТД вес цветов по документам, не подозревая, что вес изменился. И получает дело об АП.
Другой пример − есть иные товары, которые гигроскопичны (впитывают влагу). Контейнер за время следования контейнера из Китая пересекает несколько климатических поясов. Вата или хлопок напитываются влагой и также становятся тяжелее.
Да, можно решить эту проблему предварительным осмотром и установлением фактического веса. Но представьте ситуацию к 8 марта, когда единовременно на СВХ прибывают десятки машин с цветами. Если каждую машину выставить на предварительный осмотр, то работа СВХ будет парализована.
С весовыми характеристиками в таможенном законодательстве нужно что-то делать. Сложность в том, что любое предложение здесь будет парировано таможней единственной фразой: «Это может повлечь недоплату таможенных платежей».
Но отмечу, что по многим эпизодам таможня заводит так называемые «кефирные» дела, то есть такие, где ущерб очень маленький. Делается это ради показателей. Наверное, нужно, как вариант, прописывать какие-то допустимые нормы весовых отклонений. Да, будет маленький риск неуплаты платежей. Но не будет пустой работы, которая тоже требует ресурсов таможни, по «кефирным» делам.
Предложение четвертое. Найти современную замену индексу таможенной стоимости
− Контроль таможенной стоимости − самая больная тема. Речь о всем известном приказе № 280. Что он выявил? Нет, не то, что импортеров зажимают и доначисляют платежи. Это скорее следствие. Причина в другом. Глобально приказ № 280 оголил следующую проблему – ФТС так и не научилась нормально контролировать таможенную стоимость.
Будь я чиновником, я, наверное, поступал бы точно так же – когда тебе ставят планы по сбору платежей, нет ничего проще, чем всех подравнять под одну гребенку. Есть УТС (ИТС) с показателем долларов /кг. Понятие это очень и очень усредненное.
Вот вы купили в Китае у поставщика 1 контейнер игрушек. Так как это всего 1 контейнер, китаец дал вам цену, грубо, $5/кг. А я купил у того же поставщика не 1 контейнер, а 50. Китаец дал мне цену $2,5/кг. Таможня не смотрит на эти особенности. А чтобы их установить, нужен подробный анализ обеих поставок. Таможня видит так: импортер Х – $5/кг. Импортер Y – $2,5/ кг. Конечно, она будет задавать вопросы, почему ИТС вдвое ниже. Один лишь этот пример показывает всю ущербность методики среднего расчета ИТС.
Но главное даже не в этом. Применяя понятия «ИТС», «проходная цена», ФТС одновременно провоцирует другое нарушение – вывод денег за рубеж.
Пример – я покупаю станок за 200 тысяч евро, а за рубеж перевожу 2 млн евро. Заявляю стоимость по инвойсу в 2 млн евро, привожу этот станок, таможня хлопает в ладоши, так как товар выше риска. Он успешно выпускается без дополнительных мер контроля. Если постараться, можно выпустить еще и в нули (0% пошлина и НДС). И все, 2 млн евро я легально вывел за рубеж, закрыв их вывод растаможенной поставкой по импорту.
Не должно быть показателя ИТС как «средняя температура по больнице». Да, он решает задачу наполнения бюджета, но глобально это совершенно древняя технология.
Предложение пятое. Принимать за главное доказательство цены экспортную декларацию
− Коснусь запросов по дополнительным проверкам. Только один пример – запрос прайс-листа производителя товаров. Вот зачем этот документ? Ведь все же его тупо рисуют в Photoshop за 2 минуты. Понятно, что таможня РФ не привлечет к ответственности китайца за неправильный прайс-лист. Поэтому из этих запросов по доппроверкам желательно убрать эти пустые документы, содержание которых никак нельзя проверить.
Есть только один правильный путь к определению таможенной стоимости – это экспортная ГТД страны-экспортера. Во-первых, экспортер заинтересован в возврате НДС, значит, не будет занижать таможенную стоимость. Во-вторых, декларация проверена таможней страны экспорта. В-третьих, ГТД является официальной информацией и не может быть подделана государственным органом (в отличие от того же прайс-листа). Да, в экспортной ГТД нет таможенной стоимости, но есть фактурная – а это основная составляющая таможенной стоимости.
Сейчас таможня делает письменные запросы в таможню страны-экспортера на корявом английском языке. А иногда и на русском, полагая что, например, китайцы должны знать русский язык. Информация из ЕХ ГТД должна поступать инспектору в электронном виде, желательно с переводом. Контейнер плывет из Китая около 40 суток, это достаточный срок для обмена информацией.
Ведь все слышали, что раз в год Китай публикует статистику по экспорту в РФ и она смешным образом в несколько раз больше наших данных по импорту в РФ. Вот где нужно искать пропавшие платежи.
Я понимаю, что задача обмена ценами из ЕХ ГТД между странами – это очень сложная задача. Но можно было сделать хотя бы что-то в этом направлении за 5 или 10 лет. Хотя бы с отдельной страной и по некоторым группам товаров.
Знаете, как работает таможня США? За месяц до прибытия в порт США в таможню должна быть представлена вся информация об отправке в электронном виде. И это не предварительное информирование от перевозчика, как у нас, а именно информация от государственных органов. Все это время таможня анализирует информацию и отрабатывает риски. К моменту прибытия груза по нему уже выработано решение о мерах контроля.
Если задача сделать обмен с государством экспортными ГТД сложная, можно сделать поблажки для тех импортеров, которые отнесены к категории низкого риска и которые сами предоставляют экспортную декларацию в момент таможенного оформления. Пару раз в месяц можно делать выборочные международные запросы на предмет проверки этих ГТД.
В общем, здесь вариантов много. Главное, чтобы было желание это сделать. Да, это сложная задача, но нужно двигаться вперед. И упрощать работу прежде всего, самой таможне. Упрощение для бизнеса последует автоматически.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!