ИДК и экспертизы – по профилю риска...
Новости абсурда (публикация ПРОВЭД от 25 апреля 2014 года) оказались не такими уж абсурдными. Как мы уже упоминали, приказом ФТС от 24.04.2014 №778 утверждена Временная инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов при реализации системы управления рисками. Прежняя инструкция, утвержденная в прошлом году приказом №1186, отменена.
Те, кто дошел до приложения №14 к данному документу (там перечислены все меры по минимизации рисков, имеющиеся в арсенале таможенников), с удивлением могли заметить, что отныне два серьезнейших инструмента психологического давления на участника ВЭД – таможенный осмотр с применением ИДК и таможенная экспертиза, могут применяться исключительно лишь в случаях указания их в профилях рисков. Иными словами, теперь они «уравнены» в правах с таможенным досмотром, и никаких «самостоятельных решений» таможенных инспекторов по их применению уже быть не может.
По замыслу руководства ФТС установки ИДК выполняют профилактическую функцию по предупреждению таможенных правонарушений и поэтому сосредоточены, в основном, в пунктах пропуска. Свидетельство этому – показатель эффективности этой формы таможенного контроля, установленный в этом году приказом ФТС от 17.01.2014 №56, на уровне 0,4% для «сухопутных» таможен. Вместе с тем, судя по установленному показателю в 25% для морских таможен (на конец 2 квартала) роль ИДК в портах теперь переосмыслена. Это неизбежно должно вылиться в сокращение количества применений осмотров и, соответственно, издержек для участников ВЭД, о чем мы тоже писали неоднократно.
Как таможенники будут выкручиваться, не до конца понятно. Судя по тексту инструкции, выборку объектов для осмотра с применением ИДК при оформлении процедуры прибытия и транзита должен обеспечить специально разработанный профиль риска на принципе генератора случайных чисел. Однако на сегодняшний день модуль по выявлению рисков так и не «прикручен» к КПС «Морской пункт пропуска». Единственным выходом для таможни является постоянный процесс генерации целевых (то бишь срочных) профилей рисков в т.ч. при процедуре декларирования. Но и тут есть закавыка: показатель эффективности срочных профилей рисков установлен на уровне 56% и о массовости (по нашим оценкам, около 6% контейнерооборота Большого порта Санкт-Петербург ранее проходили через процедуру сканирования) уже говорить не приходится.
Что же касается таможенной экспертизы, то здесь, скорее всего тоже будет задействован механизм использования целевых профилей рисков. Иными словами, если в отношении вашей товарной партии назначена таможенная экспертиза, значит, по ней либо сработал общероссийский, либо целенаправленно сформированный целевой профиль риска. Экспертиз станет меньше, это однозначно, равно, как и сумм вносимого обеспечения.
И еще одно новшество. Таможни и региональные таможенные управления отныне лишили компетенции утверждать профили рисков по направлению таможенной стоимости и тем самым влиять на «ценообразование» в регионах. Это вполне логично в отношении товаров, по которым действуют общероссийские профили рисков. Между тем, этот механизм вовсю использовался таможенниками (в частности, на Северо-Западе) при выполнении собственных показателей по эффективности срочных профилей рисков. Что ж, лазейка закрыта.
Материалы по теме:
ФТС готовит революцию в системе управления рисками
Система рисков в таможне скрывает коррупцию
СУР как «священная корова» ФТС
Таможенные риски в профиль и анфас
Санкт-Петербургская таможня рассказала участникам ВЭД о СУР ...
Главное - не бояться!
Интересы таможни выше интересов бизнеса
Догнать и перегнать порт Роттердама у России не выйдет ...
Итоги работы СЗТУ: добро пожаловаться
Балтийское чудо, или как таможня "доит" ВЭД
Сага о СУР
Заместителя начальника ОКТС СЗТУ Светлану Путковскую взяли на взятке...
Сложности недопонимания
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!