Казахстан три года пытается убедить Россию признать книжки МДП казахстанских перевозчиков. За каждый транзит по России из-за профилей риска им приходится платить по тысяче долларов аффилированной с ФТС компании «Арсеналъ» и простаивать на границе до 7 дней или давать взятку в 1,2 тысячи долларов. Обращались ко всем, к кому только можно – от экс-главы российской таможни Андрея Бельянинова до первого вице-премьера России Игоря Шувалова – безрезультатно, рассказывает ПРОВЭДу генеральный секретарь Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан Теодор Каплан.
Краснодарская таможня бойко отчиталась, как лихо она раскрыла преступную схему «предприимчивого краснодарца», который ввозил раритетные автомобили под видом культурных ценностей (т.е. без уплаты таможенных пошлин) и реализовывал их внутри РФ. Краснодарец не единственный, кто попался в сети таможенников. Житель Анапы Сергей Ляпкало в 2014 году ввёз для личного пользования Oldsmobile Delta 88, выпущенный в 1971 году, краевое управление Минкультуры подтвердило, что авто − культурная ценность. А спустя два года Управление Минкультуры России по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам отменило то решение, и теперь мужчине шьют уголовное дело по статье «Уклонение от уплаты таможенных платежей». Внезапно он оказался должен государству больше 2,5 млн рублей.
Вопрос «А сколько ты зарабатываешь?» из числа тех, которые задавать крайне неприлично, но ужасно хочется. Мы, вопреки приличиям, решили пойти на поводу у любопытствующих, и в день выдачи зарплаты попытались разузнать, сколько же получают должностные лица таможенных органов.
Таможенные органы изыскивают всё новые способы пополнения бюджета за счёт административных штрафов. Одно из новшеств – привлечение к ответственности декларантов по части 3 статьи 16.12 КоАП РФ за непредставление документов, которые  запросила таможня в рамках дополнительной проверки таможенной стоимости товаров до их выпуска.
1 октября участники рынка морских перевозок, работающие со свободным портом Владивосток, почувствуют существенные изменения: с этой даты им вменяется в обязанность предварительное информирование таможни о ввозимых грузах. Таможенники в кулуарах заседаний и сами признают, что портал «Морской порт», через который нужно подавать предварительную информацию, сделан с недоработками и только обременяет перевозчиков, но правительство дало команду делать единое окно, и никуда от этого не деться.
С неожиданным результатом закончилась целевая инспекторская проверка, проведенная сотрудниками Аналитического управления ФТС в таможнях Центрального таможенного управления. Как стало известно ПРОВЭД, сама проверка была назначена еще в июле приказом бывшего руководителя ФТС Андрея Бельянинова. В частности, проверке были подвергнуты таможенные посты Московской областной и Тверской таможен. В результате проверяющими было выявлено около 800 таможенных деклараций, выпущенных таможенными постами региона без проведения обязательного таможенного досмотра.
Премьер-министр Дмитрий Медведев решил судьбу портала «Морской порт». На следующий день после главного события года – выборов в Госдуму, не принято вникать в детали и разбираться, что это за хреновина, и зачем она вообще нужна. В конце концов, есть Минэк, есть ФТС, пусть там и разбираются. Но, видимо, в этих двух ведомствах в сложившейся патовой ситуации принято руководствоваться иными мотивами.
Судебная и правоохранительная системы в России продолжают медленно, но неуклонно деградировать. Процент оправдательных приговоров сократился до 0,1%, суды присяжных – редчайшее явление, судьи вспоминают о презумпции невиновности, только если на скамье подсудимых – высокопоставленный чиновник. Разумеется, произвол в полной мере касается и таможенной сферы.
Участникам ВЭД таможенники предлагают писать отказные письма о предоставлении документов взамен на более-менее адекватную корректировку таможенной стоимости товаров. Тем, кто на сделку не идёт и грозит судом, делают самую большую корректировку, а также взымают с них максимально высокое обеспечение на время проверки таможенной стоимости. Импортёр и юрист из Краснодарского края рассказали о реалиях работы с Новороссийской таможней.
Главам региональных таможенных управлений и таможен непосредственного подчинения от начальника Аналитического управления таможенной службы Филиппа Золотницкого пришла телетайпограмма «О Центрах оперативного мониторинга и управления рисками». Документом от 7 сентября ставится задача качественно изменить подход к организации деятельности Центров оперативного мониторинга и управления рисками на уровне ФТС, РТУ и крупнейших таможен – выделить их в обособленные подразделения.
На минувшей неделе состоялось заседание комитета «Деловой России» по таможенному регулированию. Собравшиеся обсудили итоги первых 6 месяцев с момента перевода ФТС РФ в ведение Министерства финансов РФ. Представители ведомств постарались ответить на вопросы бизнес-сообщества.
Блог
Накануне на сайте ФТС появился текст, «ФТС России вскрывает 95,7% коррупционных преступлений в таможенной сфере». Может показаться, что речь идет о полной победе над взятками. Но на самом деле, имеется в виду, что из общего числа уголовных дел, заведенных против таможенников за коррупцию, 95% инициируются самой ФТС. В абсолютных цифрах это аж 195 уголовных дел.
В Минфине на этой неделе состоялось совещание по вопросу функционирования портала «Морской порт». На этой же неделе с демонстрационными целями возможностей портала Минтранс провёл совещания в Санкт-Петербурге. О судьбе этого продукта уже более двух лет на страницах нашего издания говорилось много, многострадальной перспективе предварительного информирования таможенных органов  – еще больше.
Федеральная таможенная служба России хочет отслеживать весь путь передачи товара от импортёра до конечного пользователя в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с целью противодействия их незаконному ввозу. О том, какие шаги необходимо для этого предпринять, обсуждали на днях на закрытом совещании у руководителя ФТС России Владимира Булавина.
Таможня и «Почта России» уже несколько дней следят за выполнением эксперимента по упрощенному оформлению товаров, пересылаемых на экспорт. Соответствующий документ стороны подписали на полях ПМЭФ.
Немногим больше месяца прошло после смены легендарного Андрея Бельянинова на посту главы Федеральной таможенной службы. СМИ сообщали, что перед новым руководителем – Владимиром Булавиным – поставлены две основные задачи: зачистка службы от коррупции и управление кадрами. «Провэд» узнал у представителей бизнеса и экспертного сообщества, чего ждут они от Владимира Булавина.
Создание Таможенного союза должно было способствовать унификации, упорядочению и, соответственно, упрощению таможенного регулирования, однако вопреки оптимистическим ожиданиям некоторые вечные проблемы производителей и импортёров обрели новое дыхание и разрослись до масштабов катастрофы. Одной из таких проблем является давняя головная боль участников ВЭД под названием «техническое регулирование» и «обязательная маркировка товаров».
На Пулковский таможенный пост Пулковской таможни пришёл новый начальник – 26-летний Павел Николаевич Теньков, старший лейтенант таможенной службы. Приказ о назначении глава ФТС Владимир Булавин подписал 29 августа, и новый руководитель был представлен сослуживцам накануне. 26 лет – прекрасный возраст, чтобы перейти в управленческое звено, неправ будет тот, кто решит, что за Павла замолвили словечко.
Бизнес просит изменить размер обеспечения для таможенных представителей. Вместо обязательного для всех одного миллиона евро просят ввести градацию: для тех, кто давно в реестре, сделать обеспечение поменьше – на уровне 150-300 тысяч евро. Решение о том, каким будет размер обеспечения для таможенных представителей стран-участниц ЕАЭС, ещё не вынесено, однако шансов на бонусы у брокеров мало.
Запоздалые замечания ФАС возымели действие на ФТС – последняя сняла ограничения компетенции таможенных постов по оформлению импорта цветочной продукции, ввезенной в Россию автомобильным транспортом. Соответствующее распоряжение издал глава ФТС Владимир Булавин (документ есть в распоряжении редакции).
Деятельность таможни вряд ли станет эффективной, если не перейти от контроля на границе к контролю после выпуска товара, как делают это уже во многих европейских странах, а с нелегальным ввозом бороться – наказывая покупателей контрабандного товара. Создатель ассоциации таможенных аудиторов приоткрыл завесу тайны «секретного приказа ФТС» №2053, связанного с экспериментом с таможенным аудитом. Пока это только концепция, но если эксперимент пройдёт удачно, то в России полностью изменится таможня и жизнь участников ВЭД.