На очередном заседании Координационного совета (КС) в Госдуме, обсуждался вопрос таможенного регулирования перевозок водными видами транспорта. Речь, прежде всего, шла о том, что на сегодняшний день национальное законодательство не соответствует ни современным требованиям, ни положениям международных конвенций, но и предлагаемые поправки не устраняют в полной мере существующих проблем.
«В проекте Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС), который планируется утвердить уже в 2015 году совсем не учтены вопросы, которые связаны с международной перевозкой грузов водными видами через морские порты Российской Федерации и Таможенного союза», - утверждает Людмила Пулина, руководитель Департамента по работе с государственными органами ООО «ФИТ» Группы «Феско».
Так, одним из основных нормативных актов в этой области является приказ, изданный ещё ГТК России в 2001 году, чьи положения, по мнению экспертов, безнадёжно устарели. Проект же заменяющего его документа уже три года не может пройти регистрацию в минюсте.
Нормы более поздних актов таможенного ведомства противоречат как друг другу, так и положениям федеральных законов и постановлений правительства РФ. «Даже такой весьма прогрессивный нормативный акт, как приказ ФТС России № 372 «Об установлении особенностей таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом», содержит ограничения, которые существенно осложняют процесс перемещения грузов между портами РФ», - комментирует Людмила Пулина.
Особый же акцент в дискуссии участники сделали на том, что особенности морского транзита по действующему законодательству заключаются в наличии некоторых упрощений: грузы между портами перемещаются без уплаты обеспечения (которое может доходить, по свидетельству экспертов, до 200 млн. руб.) и на основании так называемого манифеста либо судовой декларации, где сведения указываются в обобщённом виде. При этом Галина Галкина, руководитель отдела по морскому направлению ООО «Экспертный консалтинг», поясняет: «На практике такое упрощение возможно только в случае, когда транзит оформляется в первом порту захода, а во втором и последующих портах такая процедура уже невозможна». Также невозможно это и в случае перемещения грузов, прибывающих в порт иными видами транспорта (например, по железной дороге), которые уже помещены под процедуру таможенного транзита: для последующего их перемещения через морской порт необходимо снова оформлять полноценную процедуру транзита в соответствии с условиями 216 статьи ТК ТС.
Кроме того, эксперты констатировали отсутствие единообразного применения законодательства российскими таможенными органами, причём не только по регионам в целом, но и в каждом отдельно взятом порту. По словам Людмилы Пулиной, отсутствие единого понимания законодательных требований, особенно в свете открытия пяти новых пунктов пропуска в Крыму, приводит к существенному усложнению всего процесса доставки.
В противовес весьма жёсткой критике действий таможенных органов Надежда Жихарева, заместитель директора Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России, высказалась в защиту ФТС.
«Мы постоянно обсуждаем с таможенниками их приказы, совершенствуем и заменяем устаревающие акты. Конечно, появляются новые логистические схемы и условия, но нельзя сказать, что таможня не идёт нам на встречу», - сказала она.
Тем не менее, специалисты настаивают не только на кардинальном пересмотре подзаконных актов, но и на создании специальной рабочей группы по вопросам проработки норм, направленных на улучшение правового регулирования перевозок водными видами транспорта, для их последующего включения в проект ТК ЕАЭС: «В существующей рабочей группе, работающей над ТК ЕАЭС, нет специалистов по морским перевозкам, тогда как порт – это сложная инфраструктура и вопрос очень специфический». Данное предложение, однако, восприняли неоднозначно: «Кодекс – это документ, содержащий основополагающие нормы, а вопросы в части дополнительных полномочий или специфики перемещения грузов теми или иными видами транспорта необходимо регулировать на национальном уровне, то есть оставить всю специфику за пределами ТК», - поделилась своим экспертным мнением Надежда Жихарева.
Вместе с тем, по завершении дискуссии КС согласился с необходимостью подготовить и направить предложения о внесении в Комиссию ЕврАзЭс дополнений в проект Таможенного кодекса в части таможенного регулирования международных перевозок водным транспортом. А какое будущее ждёт морские перевозки, покажет время и те проекты, которые будут обсуждаться в самой ближайшей перспективе.