Раньше нередко можно было позвонить другу и узнать, что он в срочном порядке взял отпуск или прикинулся больным и улетел на пять ночей в жаркую Турцию, заплатив за это стоимость ужина в приличном ресторане. Люди срывались на выходные на Кипр или Крит не потому, что могли это себе позволить, а потому что цены на горящие туры были смехотворными. Сейчас вывесок со смешными ценами и огненными прилагательными практически не найдешь. ПРОВЭД выяснил, куда подевались туры «за копейки».
Туристический рынок сильно штормило последнее время: экономический кризис в стране отразился на рынке путешествий, повысив цены по определенным направлениям и внеся коррективы в рейтинг популярных направлений. Закрытие Египта и Турции, прекращение работы крупных туроператоров, резкая переориентировка на Крым, − все это ударило по тем, кто продает билеты в лето. По словам Алексея Зарецкого, генерального директора онлайн-гипермаркета туров Travelata.ru, в туристической области кризиса сейчас как такового нет, спрос на туры даже растет по сравнению с прошлыми годами. «Люди отдыхать не стали меньше, они просто стали отдыхать гораздо бюджетнее. Например, вырос спрос на туры по России. При покупке туров в Европу клиенты часто снижают привычный для себя уровень звездности или ищут туры с питанием, чтобы сэкономить на ресторанах. Но отказаться от привычных путешествий никто не готов», − сообщил он.
Алексей Зарецкий согласен, что ситуация с горящими турами, когда предложение превышает спрос, уже не актуальна. «Спрос на горящие туры огромен, и он не уменьшается, а вот горящих предложений с каждым месяцем становится все меньше: в сегодняшней ситуации туроператорам невыгодно рисковать. То есть туры со скидками и сейчас есть, просто по-настоящему горящих не так много, особенно в низкий сезон. Но горящие туры не ушли в прошлое, ведь всегда есть туры, которые не продались, и в зависимости от ситуации может меняться размер скидки», − объяснил наш собеседник.
Раннее бронирование вместо сюрпризов
Горящие туры − понятие очень растяжимое, но именно это словосочетание так привлекает российских туристов. «Мы проводили опрос среди наших клиентов и выяснили, что более 50% туристов считают горящим туром просто дешевый тур. И не важно, куплен он за 3 дня до поездки или за 3 недели. Но сегодня более популярными становятся не горящие туры, а их противоположность − раннее бронирование. Европейские туроператоры в один голос говорят о том, что сейчас, в феврале, число забронированных туров на лето их удивляет. В кризис люди склонны планировать такие большие траты, как путешествие, поэтому и покупают туры заранее», − говорит Алексей Зарецкий.
Галина Дехтярь, профессор кафедры менеджмента и сервиса Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, доктор экономических наук, доктор социологических наук, отмечает, что горящие туры всегда были элементом продаж и люди здесь готовы на риск и сюрпризы. «Горящие туры, которые шли по определенной программе (Фортуна) − это выбор, когда человек приезжает на отдых и непонятно, куда он поселится (например, выбрав отель 3*, попадает не на море, а в центр города). Однако сегодня туристы экономят на том, что покупают туры только с включенными завтраками или пытаются соединить туры сами, сделав бронирование самостоятельно, хотя в 99% из 100% - бронирование отелей с самостоятельным выкупом билетов получается дороже, чем организация через турфирму. Поездка через турфирму безопаснее, потому что это входит в гарантии финансового обеспечения туроператора, и здесь вывозом туристов в экстренной ситуации будет заниматься соответствующая структура Ростуризма», − говорит эксперт. Но попытки сэкономить в обход турфирм туристы не оставляют.
Алексей Зарецкий уверяет, что сейчас есть другие возможности покупать туры со скидкой. «Некоторые туроператоры устраивают акции и предлагают скидки по определённым направлениям, набирает популярность раннее бронирование. Раннее бронирование иногда бывает даже выгоднее горящего тура: можно купить путевку со скидкой до 45% − то есть купленный сегодня тур будет в два раза меньше стоить, чем тот же тур, но купленный в сезон. Еще один плюс раннего бронирования − возможность оплатить стоимость частями», − сообщил эксперт.
В итоге эксперты соглашаются, что сама структура туристического рынка несколько видоизменилась и горящие туры как мейнстрим в отрасли отходят на второй план. «Из этого следует, что будущее за рациональными покупками туров. И туроператоры, и покупатели теперь не могут себе позволить ошибиться, поэтому первые не выкупают большие объёмы, чтобы потом, возможно, сделать горящие предложения; а вторые - планируют отпуск заранее, выбирают альтернативные направления и сезоны для отдыха», −резюмирует Алексей Зарецкий.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД