Как таможня помогает монополизировать рыбный рынок
На днях газета «Коммерсант» сообщила о скандале, связанном с обращением депутата ЗАКСа Максима Резника к губернатору Санкт-Петербурга Г.Полтавченко с просьбой разобраться с Федеральной таможенной службой (ФТС) из-за введения ею упрощенного порядка прохождения таможни только для четырех компаний, в том числе группы "Русское море".
Пока губернатор размышляет над тонкостями таможенного законодательства, попробуем высказать свою точку зрения.
Как мы уже сообщали, в конце 2011 года Федеральная таможенная служба выдала некие послабления для отдельных категорий импортеров. Это выразилось в издании сразу трех приказов, вводящих порядок действий должностных лиц таможенных органов при сборе и обработке информации для определения степени выборочности применения мер по минимизации рисков в отношении лиц:
- осуществляющих промсборку автотранспортных средств;
- импортирующих для производственных нужд сырье и оборудование;
- ввозящих рыбу и морепродукты, а также консервы и другие готовые продукт.
Но, если с первыми двумя категориями все было предельно ясно, то в том, как туда попали «рыбники», проглядывалось явное лобби. Откуда дует ветер, в принципе догадаться несложно. Те, кто внимательно изучили приказ ФТС №2125 от 17.10.2011, наверняка обратили внимание на одно условие, без выполнения которого попасть в «зеленый рыбный коридор» не представляется возможным. Оно идет по списку за номером 2: «наличие рекомендации о включении Лица от некоммерческого отраслевого объединения (ассоциации, партнерства, союза и иных некоммерческих объединений), участники которого ежегодно совокупно обеспечивают ввоз не менее 30% от общего объема (по весу нетто) ввозимых товаров, классифицируемых в группе 03, товарных позициях 1604, 1605, субпозиции 1603 00 ТН ВЭД ТС».
Здесь сделаем отступление. Над критериями добросовестности участников ВЭД таможенники, как известно, размышляют давно. В этом году, как мы уже тоже сообщали, ФТС организует эксперимент по категорированию субъектов ВЭД, в соответствии с критериями, установленными приказом ФТС от 06.07.2012 №1371. Коротко мы уже информировали об этом наших читателей. Если вы сравните установленные критерии с условиями, установленными для трех обозначенных выше категорий «льготников», то поймете, что эксперимент, в сущности, уже давно идет.
Но есть одно «но»: ни один из критериев добросовестности не предусматривает наличия каких бы то ни было рекомендаций. Это попросту не укладывается в принцип автоматизации и прозрачности отбора. Каким образом в приказ попал заветный пункт – отдельная история о сообразительности и находчивости его авторов. Но все же закономерный вопрос остался: а кто, собственно, скрывается под вывеской отраслевых объединений? Как говорится, Quid Prodest?
Любому гражданину, даже не обремененному математическими способностями, ясно, что таких структур, устраивающих ФТС по объемам импорта, не может быть больше трех. Несложная поисковая операция в Гугле сузит этот круг до двух: «Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка» (коротко Рыбная ассоциация) и Рыбный Союз. Так, официальный сайт Рыбной ассоциации с гордостью сообщает: «На долю компаний, входящих в Ассоциацию, приходится около 70% всей импортируемой в Россию рыбной продукции». В ее составе находится 32 компании, а у конкурентов в Рыбном союзе – 27.
Впрочем, конкурентами их назвать язык не поворачивается: в состав обеих организаций входит, да и, пожалуй, является главным действующим лицом группа компаний «Русское море» в различных ее формах. Ее основатель – совсем недавно лидер фракции Единой России в Госдуме, а ныне губернатор Московской области – Андрей Воробьев, впрочем, передавший бизнес родному брату Максиму. Небезызвестен и папа «рыбных» братьев – Юрий Воробьев, много лет проработавший рука об руку с нынешним министром обороны С. Шойгу, являющийся сегодня заместителем В. Матвиенко в Совете Федерации. Другой владелец компании – Геннадий Тимченко, тоже фигура, особо в рекомендациях не нуждающаяся. Понятно, что с такими раскладами любая фантазия насчет ускорения и упрощения таможенных процедур быстро превращается в реальность. Не случайно, что в «белом» списке присутствуют компании, являющиеся членами обоих некоммерческих объединений.
Наверное, так же не совсем случайно временный порядок по рыбному коридору, предусмотренный изначально на год работы, продлен до 31.07.2013. Как сообщалось в некоторых СМИ, в настоящее время «Русское море» рассчитывает усилить свои позиции на Дальнем Востоке путем приобретения активов. Скорее всего, тогда же опыт приказа 2125 распространит свое действие и на регион деятельности ДВТУ, рыбные компании которого крайне озабочены тем, что не могут попасть в заветный список.
И не только они. Но, как вы уже догадались, без рекомендаций ассоциации или союза, то бишь, «Русского моря», это всего лишь мечты. Так что вряд ли депутату Зак. Собрания М. Резнику по силам «бодаться» с вышеназванными персоналиями: не по Сеньке шапка.
Вот и Стратегия развития таможенной службы, недавно подписанная Д.Медведевым, в качестве одних их основных направлений предполагает:
«развитие субъектно-ориентированного подхода в рамках системы управления рисками путем категорирования участников внешнеэкономической деятельности в целях реализации принципа выборочности при проведении таможенного контроля;
определение приоритетных отраслей экономики, развитие которых создает привлекательный инвестиционный климат, а также применение отраслевого подхода при проведении таможенного контроля»
Недавно «отраслевой подход» наметился и в «мясном деле». Для аналитиков не прошло незамеченным сообщение пресс-службы ФТС от 05.02.2013: «Руководитель ФТС России Андрей Бельянинов и Руководитель исполнительного комитета Национальной Мясной Ассоциации Сергей Юшин подписали Соглашение о сотрудничестве между Федеральной таможенной службой и Некоммерческой организацией «Национальная ассоциация поставщиков, производителей и потребителей мяса и мясопродуктов».
Это означает, что в ближайшее время должен появиться аналогичный зеленый коридор для импортеров мяса и мясопродуктов. А курировать это направление работы призвано заработавшее в декабре ушедшего года Управление рисков и оперативного контроля под руководством Б. Шкуркина. Учитывая многолетнее пристальное внимание авторов и идеологов «стоимостных рисков» к мясу и рыбе, есть основания полагать, что вопрос уже решен. Ждут своей очереди и «фруктовики».
Удивляет же во всей этой истории другое. Даже ежу понятно, что создание благоприятных условий (а значит, конкурентных преимуществ) для одних участников ВЭД, основанное на наличии каких-то абстрактных рекомендаций – это беззаконие, причем густо замешанное на коррупции. Как известно, указанный приказ ФТС не прошел государственной регистрации в Минюсте РФ, там его попросту завернули.
Более того, полностью проигнорировано постановление Правительства РФ от 29.06.2011 №633, которым установлено, что «нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться субъекты предпринимательской и инвестиционной деятельности, подлежат экспертизе в целях выявления в указанных актах положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее - экспертиза)». Никакой экспертизы эти акты не проходили.
Принятые кулуарно, в обход установленного порядка, документы подрывают авторитет и ФТС, и Минэкономразвития, безучастно наблюдающего за происходящим, и не способствуют свободному развитию предпринимательства и торговли. Впрочем, руководство ФТС собственный авторитет, видимо, уже давно не заботит.