Анализ практики привлечения к административной ответственности за нарушение таможенных правил при перемещении товаров и транспортных средств показывает, что в ходе административного производства практически нет затруднений и противоречий определить, когда транспортное средство является предметом правонарушения. При рассмотрении вопроса об отнесении транспортного средства к орудию совершения правонарушения в таможенной сфере, как в ходе судебной практики, так и в ходе административного производства встречаются противоречивые оценки, решения и действия должностных лиц. При этом решение суда или должностных лиц таможенного органа о признании или непризнании транспортного средства орудием совершения административного правонарушения в таможенной сфере, имеет существенное значение для участников ВЭД и прежде всего для перевозчиков.
Юридически обоснованное решение об отнесении транспортного средства к категории орудия совершения правонарушения может повлечь за собой не только законное решение суда о его конфискации, но и позволяет должностным лицам таможенных органов, осуществляющим административное производство, изымать или налагать арест на транспортное средство в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст.ст. 27.10 и 27.14 КОАП РФ. При этом, мнение о том, что транспортное средство, в случае нарушения таможенных правил при перемещении товара через границу, не является орудием совершения правонарушения, исключает возможность принимать должностным лицам таможенного органа решения об изъятии или наложении ареста на транспортное средство, так как такие действия не будут соответствовать административному законодательству.
Законодатель как в ст.27.10 КОАП РФ, так и в ст.27.14 КОАП РФ устанавливает, что при совершении административного правонарушения, связанного с перевозкой товара на транспортном средстве через границу, оно может быть изъято или арестовано, только если транспортное средство является орудием совершения правонарушения. Таким образом, если транспортное средство не является орудием совершения правонарушения при перемещении товаров через границу, то решение должностного лица таможенного органа об его изъятии или аресте, будет не соответствовать требованиям административного законодательства.
В законодательстве нет определения транспортного средства как орудия совершения правонарушения в таможенной сфере. Вместе с тем, это понятие четко определено в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 года при разъяснении вопроса о конфискации орудия административного правонарушения. В частности, суд указал, что если транспортное средство было оборудовано специальными хранилищами для сокрытия товаров при перемещении их через таможенную границу РФ (тайниками, изготовленными в целях сокрытия товаров, а также оборудованными и приспособленными на транспортных средствах в этих целях конструктивными емкостями и предметами, предварительно подвергшимися разборке и монтажу), то оно рассматривается в качестве орудия административного правонарушения.
Указанные в Постановлении Пленума ВС РФ условия отнесения транспортных средств к орудию совершения административного правонарушения, в полной мере распространяются и на контейнеры или рефрижераторы, которые нередко должностные лица таможенных органов незаконно удерживают, необоснованно относя их к орудиям совершения правонарушения.
Обращаем внимание участников ВЭД! Чтобы избежать финансовых убытков и материальных затрат, связанных с незаконным удержанием должностными лицами таможенных органов средства транспортировки товаров через таможенную границу, необходимо незамедлительно осуществлять комплекс юридически значимых действий и решений, направленных на защиту нарушенных прав. В организации этих мероприятий готова оказать содействие «Гильдия ПРОВЭД» и ее юридические партнеры.
Юридический отдел «Гильдии ПРОВЭД»