В Государственной Думе 17 мая состоялся круглый стол на тему: «Нормативное регулирование и практика таможенного оформления грузов, его значение для развития внешнеэкономического сотрудничества». В мероприятии приняли участие политики, представители Федеральной таможенной службы РФ, Минэкономразвития России, Аппарата Правительства РФ, Минтранса России … Особое внимание было уделено проблемам при международных автомобильных перевозках: простоях, привлечении перевозчиков в АПП к административной ответственности по части 3 статьи 16.1 КоАП России, назначении таможенного сопровождения при превышении предела гарантии по книжке МДП и другим….
Законодатели, наконец-то, подошли к осознанию необходимости введения оценки регулирующего воздействия (ОРВ) влияния законодательных актов на инвестиционную привлекательность России. И начали, в общем-то, логично, с наиболее болезненного для бизнеса сектора. Таможенного… С точки зрения предпринимателей, здесь назрела настоятельная необходимость совершенствования законодательства в таможенной сфере, так как сложившаяся ситуация с таможенным оформлением грузов является одной из самых малопонятных и непрозрачных сфер деятельности ФТС. Первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов, в качестве законодателя, считает: «… что нашей вины в том, что творится на таможне, нет. Все необходимые полномочия мы …(таможне- ред.) дали, все таможенные процедуры законодательством предусмотрели…». Думается, это сигнал для бизнеса – инструмент заточен правильно. Только либо используется не так, либо находится не в тех руках.
Первый заместитель Комитета по транспорту Михаил Брячак сообщил, что руководство Комитета по транспорту определилось с необходимостью создавать экспертный совет, целью которого станет законодательная деятельность, а также выработка всех необходимых решений и предложений, которые будут направлены в специализированные профильные комитеты, законодательные, исполнительные и правоохранительные органы власти. «Будем надеяться, что те проблемы, которые мы сегодня обсуждаем, будут находить решение и в связи с нашим сотрудничеством», – отметил он.
Это вполне согласуется со словами Дмитрия Медведева, который сказал о том, что при ведомствах, федеральных органах исполнительной власти, на площадках Общественных советов должны появляться «неудобные люди», которые должны заниматься конструктивной критикой. «Надеюсь, что Экспертный совет станет той площадкой, которая может существенно продвинуть оптимизацию, развитие данного обсуждаемого вопроса», – добавил Михаил Брячак.
От себя добавим, что «Гильдия ПРОВЭД» готова стать тем «неудобным фактором», который без обиняков доведет до законодателей выкристаллизованное совместное мнение участников ВЭД, используя в полной мере свой информационный ресурс. И очень хорошо, если еще на этапе разработки законодательных актов политики будут реально прислушиваться к мнению бизнеса, вносить поправки в его интересах, соблюдая, естественно, баланс с интересами государства. Тогда эффект от подобного использования инструмента ОРВ будет максимальным. Ведь далеко не секрет, что, по мнению ряда экспертов, некоторые нормативно-правовые акты, которые регламентируют деятельность таможенных органов, содержат признаки коррупции. Такие, как Приказ № 965 от 18 мая 2010 года, который регламентирует размещение таможенных постов и отделов таможенного оформления. Эксперты приходят к выводу, что в данном документе отсутствуют необходимые критерии, по которым должны приниматься решения о размещении подразделений на площадках, которые представлены участниками внешнеэкономической деятельности. Если же этих критериев нет, то определяющее решение выносится рядом чиновников, которые вольны трактовать эти нормы на свой взгляд. И эта трактуется, как правило, не в пользу бизнеса. А, зачастую, в пользу аффилированных структур. Таких, как РОСТЭК.
Далее, с докладом о работе Федеральной таможенной службы РФ выступила заместитель начальника Управления Лариса Коршунова. Она обозначила основные проблемы в сфере железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспорта. Наиболее сложно дела обстоят с автомобильными пунктами пропуска. По словам представителя ФТС России, принимаются активные меры для оптимизации процессов в рамках таможенного регулирования. Необходимо отметить, что на страницах ПРОВЭД мы уже обсуждали эти проблемы. Однако, они продолжают кочевать из доклада в доклад официальных лиц таможни, подниматься нами при обсуждении в Агентстве стратегических инициатив при Правительстве РФ. При этом, не перестают быть проблемами. Уже хроническими.
Начальник отдела Департамента развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ Михаил Антипов заявил, что для бизнес-сообщества ситуация не поменялась в положительную сторону. «Нам надо понять, это системная проблема на таможне или краткосрочная проблема переходного периода, нужна система оценки. Надо признать, что законодательство не содержит предписания содействия внешней торговле». Важная проблема, по словам представителя Минэкономразвития, – это разрешение таможенных споров. С этим моментом трудно спорить. И мы писали о сложностях взаимоотношений бизнес-таможня на страницах портала неоднократно. Наше видение проблемы разделяет и представитель Минэкономразвития Михаил Антипов: «На сегодняшний день таможенник чувствует свою безнаказанность. Сейчас по статистике споры разрешаются в пользу заявителя, но это – большие юридические и финансовые издержки. Надо эту процедуру упростить».
Директор Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Леонид Липсиц в своем выступлении сообщил, что невозможно описать то, что творится на пропускных пунктах, назвав происходящее беспределом. «Есть колоссальное социальное напряжение. Скоро водители, стоящие сутками на пунктах, начнут перекрывать дороги. Предлагаем все проверочные, подозрительные операции перенести на места выгрузки. Стоимость одной такой перегрузки – 3 тыс. долларов. Кому-то выгодно, чтобы как можно большее количество машин подвергалось осмотру. Также нужен ответственный за регламент прохождения. Время нахождения ТС на пункте – это общее время и надо его оценивать, а не время проведенное у окошка. Недопустимо когда госфункции выполняют коммерческие структуры, дочки ГУПов. Нечего делать коммерции на таможенных пунктах», – добавил он. Это очень созвучно нашим последним публикациям по РОСТЭКу и проблемам пробок на МАПП.
Несомненно, данный вопрос касается всех отраслей народного хозяйства РФ, ведь через таможню проходит больше половины ВВП страны. Именно поэтому необходимо продолжать совершенствование нормативного регулирования практики совершения таможенных операций и таможенного контроля в пунктах попуска через границу. Прислушиваясь к мнению наиболее заинтересованного участника процесса – предпринимателя, который на своих плечах эту самую половину ВВП России через таможню и таскает. Лишь бы не получалось, как всегда: «Круглое носим, чтобы катать квадратное».
Аналитический отдел «Гильдии ПРОВЭД»