В России для государственной политики всегда была свойственна некоторая непоследовательность.
Как мы уже знаем, на прошлой неделе был утвержден проект программы развития внешнеэкономической деятельности: мы собираемся улучшать жизнь участников ВЭД, предоставляя им государственные гарантии, экспортные кредиты под сравнительно небольшие проценты, страховку. Но руководство нашей страны совершенно забывает о том, что кроме крупных экспортеров сырья есть и другие предприятия. Нужны меры для того, чтобы малый и средний бизнес потихоньку вырос и тоже вышел на международную арену.
Ситуацию усугубил не только закон об увеличении взносов в пенсионный фонд с 13 тыс. рублей. до 32 тыс. рублей, а в 2015 году до 50 тыс. рублей.
СПРАВКА ПРОВЭД: Напомним, что согласно ФЗ № 212, с 1 января 2012 года для всех ИП (неважно, для целого завода или продавца картошки на деревенском рынке) пенсионные отчисления рассчитываются не в зависимости от прибыли а фиксированные – на основании МРОТ. Формула выглядит следующим образом: в 2013 году: 2 х МРОТ х 12 х 26%, в 2014 году: 2,5 х МРОТ х 12 х 26%, в 2015 году: 3 х МРОТ х 12 х 26%. При МРОТ в 5205 рублей сумма ежегодного платежа ПФР к 2013 году возрастает до 32 479 рублей 20 копеек.
Однако это ещё только верхушка айсберга. Известно, что власти регионов могут вводить свои законодательные меры, которые «регулируют» жизнь предпринимателей. Так, власти Приволжского федерального округа в этом направлении, по всей видимости, переусердствовали настолько, что ими заинтересовалась прокуратура.
Органы прокуратуры Приволжского федерального округа проверили состояние законности в сфере защиты прав юридических лиц и предпринимателей. В результате были выявлены многочисленные нарушения прав и законных интересов предпринимателей. Кроме того, прокуроры выявили целый ряд нормативно-правовых актов, которые ущемляют права коммерсантов и допускают неправомерное вмешательство в их деятельность.
Так, прокуратура Республики Башкортостан принесла протест на отдельные положения долгосрочной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Республике Башкортостан на 2013-2018 годы». В них содержались не предусмотренные федеральным законодательством дополнительные основания для отказа в финансовой поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства.
В Ульяновской области административный регламент министерства промышленности и транспорта по согласованию места размещения объектов дорожного сервиса вопреки положениям Градостроительного кодекса РФ предусматривал необходимость согласования проектной документации и незаконно увеличивал сроки выдачи разрешения на строительство в сфере дорожной деятельности.
В Республике Марий Эл в деятельности ряда администраций сельских поселений Новоторъяльского района пресечены факты ограничения равного доступа хозяйствующих субъектов к муниципальным заказам.
Также в ходе проверок прокурорами опротестованы незаконные правовые акты в сфере долевого строительства, землепользования и застройки, издаваемые органами власти и местного самоуправления.
В результате в Оренбургской области отменены незаконные правила землепользования и застройки г. Новотроицк, в которых вопреки требованиям Градостроительного кодекса РФ был на 7 дней увеличен срок проверки документации по планированию территории, что нарушало права застройщиков.
Всего в 2012 г. прокурорами округа выявлено свыше 5,2 тыс. незаконных правовых актов, в целях корректировки которых принесено 4,2 тыс. протестов, в суды направлено 403 заявления, внесено 961 представление об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 803 должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
Хотелось бы, чтобы и по остальным регионам России прошли такие же проверки – нарушений, наверняка, будет не меньше.
Отметим, в мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка. Вся Европа и в особенности страны с переходной экономикой (Восточная Европа) сделали акцент на расширении своего участия в государственной поддержке малого бизнеса.
Например, в США малый бизнес поддерживают следующие государственные органы: Администрация малого бизнеса (АМБ); специальные подразделения в министерствах и ведомствах по работе с отдельными группами мелких бизнесменов.
Ещё не так давно на просторах интернета мне попалась одна любопытная табличка, которая очень наглядно показывает отношение к бизнесу в России и США. Пока в нашей стране все будет так, никакие проблемы решены не будут.