Всероссийское совещание прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по вопросу защиты прав предпринимателей.
В Генпрокуратуре РФ состоялось Всероссийское совещание прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур, на котором рассматривались вопросы защиты прав предпринимателей. На совещании присутствовали ответственные должностные лица Администрации Президента РФ, Правительства РФ, представители правоохранительных, надзорных, контролирующих органов, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, ТПП РФ, РСПП, других общероссийских добровольных объединений предпринимателей России.
В 2012 году при осуществлении надзорных мероприятий выявлено 66,5 тыс. нарушений закона, прокуроры выявили и оспорили около 18 тыс. незаконных правовых актов. В связи с введением в России института Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в структуре Генпрокуратуры РФ образовано специальное управление по надзору за соблюдением прав предпринимателей.
Для взаимодействия с бизнесом сформирована межведомственная рабочая группа, включающая работников аппарата омбудсмена, Генпрокуратуры РФ, ТПП РФ, РСПП и других общероссийских организаций предпринимателей. Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман предложил ряд мер в целях повышения эффективности и результативности прокурорского надзора.
В выступлении Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова была, кроме прочего, подчеркнута роль ТПП РФ, которая серьезно разгрузила омбудсмена, добровольно взяв на себя работу по защите прав малого бизнеса. Так, общественным уполномоченным ТПП РФ по защите прав малого и среднего бизнеса является член Президиума Правления ТПП РФ, председатель правления Ассоциации агентств поддержки малого и среднего бизнеса «Развитие» Виктор Ермаков.
Выступивший следом вице-президент ТПП РФ Владимир Страшко поделился не только положительным опытом работы Белгородской ТПП, но и озвучил проблемы и недостатки. К примеру, за 2012 год в ТПП РФ поступило более 600 обращений предпринимателей по проблемам, связанным с административным давлением, рейдерством, неправомерным ограничением конкуренции, коррупцией, сообщает пресс-служба ТПП РФ.
При этом часть нарушений прав и законных интересов предпринимателей носит системный характер. Это несоблюдение срока и порядка уведомления о проведении плановых и внеплановых проверок; нарушения при оформлении результатов проверок; нарушения в области технологического присоединения к энергосетям и т.д.
В целом же за последние два года российское законодательство и правоприменительная практика значительно продвинулись в деле создания целостной системы противодействия коррупции. Статьей 19.28 КоАП РФ введена ответственность организаций за незаконную передачу и незаконное предложение или обещание взятки, совершенные в интересах данного юридического лица. Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о противодействии коррупции. Опубликованы определения Конституционного суда, регламентирующие особенности применения уголовного и административного законодательства в этой сфере.
Таким образом, по мнению Владимира Страшко, в России новое законодательство и правоприменительная практика создают атмосферу высоких рисков для коррупционной практики, что уже становится сопоставимым с ситуацией в этой сфере в США и Великобритании.
Это создает серьезную мотивацию для предприятий и организаций вводить у себя процедуры противодействия коррупции, профилактики возможных правонарушений. Так, в соответствии со статьей 13.3. закона «О противодействии коррупции» организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. За рубежом такие меры определяются как комплаенс-процессы. Развитие российского законодательства и правоприменительная практика определяют движение именно в этом направлении.
Антикоррупционная хартия российского бизнеса, разработанная основными объединениями предпринимателей РСПП, ТПП РФ, «Деловой Россией», «ОПОРОЙ России», также является важным шагом предпринимательского сообщества в реализации политики снижения коррупционных рисков.
На совещании было отмечено, что сегодня совершенно обоснованно следует ставить вопрос об усилении внимания как прокуратуры, так и бизнес-объединений к необходимости повсеместного внедрения антикоррупционных процедур, разработке и внедрению соответствующих стандартов, прежде всего на предприятиях с государственным участием.
Кроме того, необходимо участие Генпрокуратуры в контроле за актуальностью действующего законодательства и вовремя инициировать его «апгрейд»…К примеру, есть целый ряд действующих нормативно-правовых актов, реализовать которые очень сложно…Так, крайне сложно ликвидировать предприятие. Поэтому значительное количество зарегистрированных фирм фактически являются «мертвыми». Их бросают, используя различные законные и не совсем законные схемы ликвидации. Ликвидировать даже по решению суда такое брошенное предприятие некому, оно перманентно находится в процессе ликвидации, состоит на налоговом, пенсионном учете.
Есть также вопросы к градостроительному кодексу. В соответствии с ним работы должны начинаться на основании разрешения на строительство. Но ведь есть работы, предшествующие строительству: устройство забора, вертикальная планировка, обустройство стройгородка и т.д. Десятки регионов пытаются этот вопрос регулировать на муниципальном или региональном уровне. Прокуратура часто не соглашается и оспаривает подобные муниципальные акты. Но по всей стране существует огромный спрос со стороны инвесторов на то, чтобы до основного разрешения на строительство получать право производить подготовительные работы.
Участники совещания выслушали также выступления полномочного представителя Правительства РФ в высших судебных инстанциях, председателя Экспертного совета при Уполномоченном при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Михаила Барщевского, статс-секретаря – заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Олега Фомичева, президента Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александра Бречалова, президента РСПП Александра Шохина, вице-президента Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрея Назарова, прокурора Краснодарского края Леонида Коржинека, президента Южно-Уральской ТПП Федора Дегтярева.
В конце совещания выступили Первый заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Шувалов и помощник Президента РФ Эльвира Набиуллина, которые высоко оценили прозвучавшие в ходе совещания предложения и замечания и выступили с предложением сделать такие встречи более регулярными, чтобы оперативнее реагировать на появляющиеся проблемы.