ЗАПРЕТ НА АМЕРИКАНСКИЙ ИМПОРТ ВЫГОДЕН НАШИМ ИГРОКАМ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭЛИТЫ ОТ ПАРТИИ ВЛАСТИ
С 4 февраля в России начнет действовать запрет на ввоз охлажденного мяса из США, а с 11 февраля — и на ввоз замороженного. Как уже рассказывала «Новая», формальная причина жесткого решения Россельхознадзора — содержание в американской продукции кормовой добавки раптокамина. А то, что оно было принято на фоне скандального обмена «актом Магнитского» и «законом Димы Яковлева», конечно же, совпадение.
В действительности этот запрет, в отличие от истеричного «закона подлецов», имеет некоторый смысл. Во-первых, американские производители мяса разом теряют порядка 150 млн долларов в год, и конгрессмены, особенно от сельскохозяйственных штатов, будут испытывать в связи с этим давление мощных лоббистских групп. Терять Россию, четвертый по величине экспортный рынок, никто не хочет.
Во-вторых, на российском рынке мяса открывается ниша аналогичного размера. И пусть в относительном выражении это всего 1% продаж мяса в нашей стране, сами по себе 150 миллионов долларов в год — достаточно ценный приз. Крупнейшие игроки на этом рынке всегда аффилированы с региональными властями, и зачастую с депутатами Госдумы (например, с «золотым кренделем из Челябинска» Олегом Колесниковым; «Новая» №130, 2012). Получается, что «внешнеполитический» запрет крайне выгоден видным представителям партии власти.
А что мы могли запретить американского, кроме мяса? Если посмотреть на структуру экспорта США в Россию, то более 60% в нем составляют машины и оборудование, причем лидируют авиапром и автопром. Что теперь, поставить заслон «Боингам» и комплектующим к ним? А на чем летать будем? Или, может, закрыть завод «Форд» во Всеволожске, превратить его в Пикалево?
Так что большой торговой войны между нашими странами не случится. Тем более что ее пришлось бы вести по правилам ВТО, которых наши чиновники, по словам главы Сбербанка Германа Грефа, не знают вовсе.
Несмотря на внешнеполитическую истерику, рискну предположить, что рост товарооборота между нашими странами, достигший в прошлом году рекордных 35%, продолжится. И Россия заинтересована в этом больше. Все же США для нас — шестой по значимости партнер, а вот Россия с символическими 1,2% во внешнеторговом обороте представляет, с точки зрения США, глубокую периферию.