Новая стратегия таможенной службы, утвержденная Правительством РФ, вызывает ощущение дежавю.
Под конец года Правительство сделало неожиданный реверанс в сторону таможни: распоряжением от 28 декабря №2575 была утверждена Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года. В соответствии с распоряжением ФТС России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предписано до 30 апреля 2013 г. представить в Правительство Российской Федерации план мероприятий по реализации Стратегии. Как, еще один план? – лениво спросит уставший от новогодних празднеств читатель. Ведь буквально полгода назад тем же самым Правительством была утверждена Дорожная карта по таможенному администрированию, рассчитанная до 2018 года. Зачем нужны два программных по своей сути документа об одном и том же? Не противоречат ли они друг другу? И какой из них будет приоритетным?
Напомним, что Дорожная карта – плод предпринимательской инициативы, написанный в соавторстве с таможней. А вот стратегия – целиком творение таможенного коллектива авторов, прошедшее долгий и тернистый путь. Опубликованный на сайте Правительства текст Стратегии написан с давно существовавшей версии, рассмотренной и одобренной Коллегией ФТС 26 июня 2009 года. За три с половиной года случилось много чего, поэтому примерно на половину содержание стратегии изменилось. Смысл остался тот же.
Составной частью Стратегии, как и в 2009 году, является Концепция переноса таможенного контроля в места, приближенные к государственной границе. По мнению авторов, она не забыта и не канула в лету, хотя долгое время о ней особо не упоминалось, да и в Дорожной карте о ней нет ни слова. Объемы декларирования в приграничных районах к концу десятилетия предполагается поднять до 65%. Эта цифра призвана загрузить 40 построенных за время существования концепции ТЛТ. Кому и зачем это надо, не очень понятно: ведь и по Дорожной карте, и по Стратегии выпуск товаров планируется осуществлять в течение 2 часов. Более того, в Дорожной карте есть пункт, предусматривающий выпуск товаров непосредственно в пункте пропуска, а также автоматический выпуск декларации. В таких условиях необходимость в ТЛТ крайне сомнительна, тем более, что РОСТЭКу уже давно приказано отойти от этого бизнеса, причем лично Президентом.
Еще один аргумент. Одним из основных стержней Стратегии является усиление пост-контроля. Предполагается усилить профилактическую роль таможенных проверок и довести их долю в общем количестве проверок до 70%. Учитывая, что показатели эффективности по остальной части проверок тоже предполагается повысить до 85%, есть основания полагать, что таможенники будут частыми гостями в офисах участников ВЭД.
Одним из главных отличий второй версии от первой является фиксация целевых показателей деятельности таможенных органов по целому ряду направлений. Причем часть из них взята опять же с Дорожной карты, очевидно, чтобы придать документу вид сбалансированности. Это касается сроков оформления товаров и количества требуемых документов при экспорте и импорте.
Вторая часть установлена службой самостоятельно и вызывает больше вопросов, нежели чувства удовлетворения. Например, мы, конечно, знаем о переходе на полное электронное декларирование к 2014 году. Но то, что в ушедшем году только 40% ДТ оформлялось в электронике – это неожиданное признание со стороны службы.
Впервые ФТС установила верхнюю планку сумм, возвращаемых плательщикам в связи с удовлетворением жалоб на решение либо действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица – не более 5% от общего объема уплаченных таможенных платежей (а это, на минуточку, более 300 млрд. руб., если посчитать по итогам 2012 года).
Интересные показатели по борьбе с коррупцией в таможенной среде. «Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции в таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов (с 55 процентов в 2012 году до 80 процентов к 2020 году)».
Что тут интересного? – спросите вы. Вот цитата из доклада «Таможенная служба Российской Федерации в 2011 году»: «Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений собственной безопасности таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, составила 91 % (в 2010 году – 94 %)». Чувствуете разницу? Либо в ФТС лукавят с показателями, либо за год существования новой структуры по борьбе с коррупцией, показатели работы ухудшились почти вдвое, и шансы дотянуться до уже поднятой планки оцениваются как нереальные.
Текст стратегии по сравнению с первой версией увеличился на шесть страниц, в основном, за счет появления двух разделов: «Таможенная служба Российской Федерации в условиях динамично изменяющейся внешней среды» про страшилки в мире и «Основы развития таможенной службы Российской Федерации в современных условиях» про достигнутые за время редактирования Стратегии успехи службы.
В тексте довольно много замысловатых фраз, заставляющих читателя задуматься о сущем и держать себя в состоянии напряжения. Ну вот, например: «Результативность деятельности таможенной службы Российской Федерации по ее основным направлениям развития определит необходимость внесения изменений в подходы к совершенствованию организационно-управленческой деятельности». Неуверенность какая-то в завтрашнем дне…
Ну, да ладно, все же приоритеты расставлены. Время все расставит по своим местам. Напоследок что-нибудь из старенького:
«Планируется, что реализация функций таможенных органов Российской Федерации при таможенном оформлении будет осуществляться в соответствии с нормами международных договоров по таможенным вопросам и на основе международных стандартов качества (по типу серии ISO), являющихся международным эталоном для создания и оценки систем качества, путем вовлечения участников внешнеторговой деятельности в процесс подготовки проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в таможенной сфере, создания механизма передачи части неосновных операций, выполняемых таможенными органами, саморегулируемым организациям.
Для реализации этих подходов планируется в приоритетном порядке использовать возможности таможенных режимов, предварительное информирование и электронное декларирование, систему управления рисками, основанную на многофакторном анализе сведений о внешнеторговой сделке и представляющую собой комплексный механизм воздействия на процессы таможенного контроля посредством минимизации рисков, а также единую межведомственную автоматизированную систему сбора, хранения и обработки информации при осуществлении всех видов государственного контроля в сочетании с контролем на основе методов аудита и системного взаимодействия с налоговой службой и другими контролирующими органами. Внедрение электронного обмена информацией с другими контролирующими органами позволит внедрить принципы "одного окна" (однократное предоставление информации о пассажирах и товарах) и "одной остановки" (интегрированный государственный контроль). Важным направлением является проведение мероприятий, которые позволят включить данные таможенной статистики в единый государственный информационно-статистический ресурс Российской Федерации.
Предполагается создание в структуре таможенных органов Российской Федерации операционного центра для обработки информации и принятия решений, главной задачей которого будет непрерывный мониторинг всей поступающей информации, ее анализ с использованием системы управления рисками и выдача оперативных ориентировок таможенным органам Российской Федерации для целевого применения методов выборочного таможенного контроля, обеспечивающих своевременное реагирование на угрозы, связанные с нарушением таможенного законодательства Российской Федерации.
В рамках указанных направлений развития таможенных органов Российской Федерации предполагается осуществить разделение работы с документооборотом и с товаропотоком исходя из международной практики в сочетании с предварительным информированием и электронным декларированием, которые должны обеспечить ускорение таможенных процедур, а также контроль за информацией о товарах в необходимом и достаточном объеме. Данное направление предполагает применение электронного (безбумажного) документооборота, что позволит создать условия для внедрения упрощенных таможенных процедур, применяемых исходя из репутации участников внешнеторговой деятельности. Предполагается использование применяемых в ряде развитых стран мира технологий по типу интегрированного управления и контроля на границе, основанных на единой информационной системе правоохранительных и контролирующих органов, что позволит совмещать в пунктах пропуска документальный контроль за товарами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации, а также улучшить качество производимого досмотра таких товаров. В результате это позволит создать благоприятные условия пересечения пассажирами границы и перемещения через нее товаров, сократить время ее прохождения, снизить издержки, увеличить объем товаропотока, содействовать реализации торгово-логистических технологий "от двери к двери", "точно в срок" и "под ключ". Высокий уровень качества указанных таможенных процедур будет обеспечен благодаря применению системы управления качеством каждой отдельной таможенной операции».
(из Концепции развития таможенной службы РФ, утвержденной Правительством РФ семь лет тому назад).