В понедельник, 3 апреля, цены на нефть качнулись в сторону снижения. Причиной стали опасения – а не слишком ли много нефти на мировом рынке? Увеличение добычи в некоторых странах на фоне усилий в сокращении производства нефти, негативно влияет на возникшую было уверенность трейдеров в том, что проблема навеса предложения над спросом нефти на мировом рынке решена.
Россия, сократившая добычу нефти в результате решения, принятого ОПЕК, одновременно с этим всерьез задумывается об освоении нефтяных запасов арктического шельфа. Доказательство этому - начало поискового бурения на российском арктическом шельфе на скважине «Центрально-Ольгинская - 1» в районе Хатанги. Это самая северная скважина из всех. Старт работам дал президент страны Владимир Путин в формате видеомоста 3 апреля. Эксперты рассказали ПРОВЭД свое видение ситуации с ценами на нефть на мировом рынке.
Что влияет на стоимость нефти?
Богдан Зварич, аналитик ИХ "ФИНАМ":
- Динамика цен на нефть марки Urals – продолжение того, что мы вообще видим на рынке нефти, в частности, динамики цен на нефть марки Brent, которая поддержана и соглашением в рамках ОПЕК, и ожиданием снижения добычи в США в ближайшее время. Оба этих фактора оказывают позитивное влияние на рынок энергоносителей и позволяют нефти марки Brent чувствовать себя гораздо лучше, чем весной прошлого года. В данной ситуации можно ожидать закрепления цены в коридоре 50-60 долларов за баррель. Определяющим здесь стало заключение соглашения в рамках ОПЕК+. Выход за рамки этого ценового коридора вверх будет вести к росту добычи сланцевой нефти в США, что станет давить на цены. Если цена на нефть будет уходить вниз за рамки этого коридора, то добыча в США будет становиться нерентабельной, и мы увидим снижение добычи, снижение предложения и стабилизацию цены на нефть. В итоге мы ожидаем некую консолидацию с возможными выходами из этого коридора в ту или иную сторону, но краткосрочными. В мае предполагается продление соглашения по добыче нефти странами ОПЕК+, скорее всего, соглашение продлят еще на 6 месяцев, серьезных скачков цен это не вызовет. По итогам года средняя цена будет 55 долларов за баррель.
Рустам Танкаев, генеральный директор «ИнфоТЭК-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников:
– Нужно понимать, как изменяются технологии, и в чем мы измеряем нефть. После заключение соглашения на ограничение добычи нефти цены вначале поднялись, а затем стали снова падать. В чем тут дело? Дело в том, что ушедшие с рынка «дорогие» виды нефти, и в первую очередь, сланцевая нефть США, стали возвращаться на рынок. Технологии развиваются, себестоимость добычи «дорогой» нефти падает: два года назад сланцевая добыча стоила 70 долларов за баррель, а сейчас – 35, то есть в два раза меньше. При цене в 50-55 долларов за баррель она становится выгодной. Соглашение, которое являлось главным фактором ценообразования на нефтяном рынке, не включало в себя влияния США с их сланцевой нефтью. То, что произошло, снизило важность соглашения ОПЕК. Очевидно, этот тренд продолжится и дальше, и у нас будут наблюдаться борьба между инновационными технологиями и традиционной добычей. Сейчас технологически показатели таковы, что цена на нефть должна держаться на уровне 50-52 долларов за баррель. Но как только технология продвинется немного дальше, цена на нефть может упасть.
Надо, правда, учесть, что цену на нефть мы измеряем в единицах, которые сами по себе очень нестабильны. Доллар – очень нестабильная валюта. Если мы возьмем среднюю цену на золото за 2000 год, то она составляет 8,9 доллара за грамм золота, а сейчас – 45 долларов за грамм, а в 2012 году доходила до 60 долларов за грамм. Завтра доллар упадет, и в ту же самую «бочку» (баррель по-русски это «бочка») «худеньких» долларов влезет гораздо больше, чем влезало «толстеньких» долларов… Если бы мы нефть оценивали в золоте, то ситуация была бы значительно более понятной и стабильной. Цена в золоте изменилась не в 10 раз, как в долларах, а всего в два раза.
Так ли уж необходимо осваивать нефть на арктическом шельфе?
Рустам Танкаев:
– Бурение первой шельфовой скважины в восточной Арктике – это не просто технологический шаг, это не просто очередная дырка в земле. Это знаковое событие, которое определяет развитие национальной идеи страны нашей экономики на ближайшие десятилетия. Это крайне важно.
Для России освоение Восточной Сибири и Арктики долгое время было национальной идеей. В 17 веке был очень мощный посыл, потом движение затихло. В 1933 году интерес возник опять, со смертью Сталина он закончился. Сейчас мы снова видим возрождение процесса. Мы провели большую уборку в Арктике, восстановили военный контроль над арктическими территориями, стали восстанавливать населенные пункты, которые служили базами для Севморпути. Начались перевозки товаров на Севморпути, хотя на многие годы эти перевозки были остановлены. Сейчас объем перевозок составляет 4 млн в год, в перспективе он должен достигнуть 80 миллионов тонн в год. Севморпуть на 8000 километров короче, чем путь из Шанхая в Лондон, при этом здесь нет никаких поборов, которые есть в Суэцком канале, нет пиратов, и единственная проблема Севморпути – короткий период навигации. Это экономический становой хребет для арктического региона.
Бункеровка судов – самый выгодный вид продажи нефтепродуктов. Если заправка авто – 20 литров бензина, то заправка судна – это 3000 тонн. И суда стоят на бункеровку также, как стоят на заправку автомобили на АЗС. Это очень важно. То, что в Арктике сейчас создается инфраструктура, это крайне важно с точки зрения социальной, геополитической, и с точки зрения развития бюджета России.
У нас существует дефицит возможностей самореализации для людей с высокой адреналиновой зависимостью. Ведь именно у нас в стране изобрели «русскую рулетку». Так вот, всем, у кого адреналиновая зависимость, следует присмотреться к Арктике: возможность реализоваться в регионе, где ты ни от кого не зависишь, ничем абсолютно не связан, где можешь свободно владеть любыми видами оружия и передвигаться в любых направлениях – такая возможность для российского человека дорогого стоит.
Программа освоения Арктики близка к программе освоение Луны или Марса. Она важна всему населению планеты.
Богдан Зварич:
– Разработка на Арктическом шельфе – очень дорогая вещь. При текущих ценах на нефть разрабатывать арктический шельф не выгодно. Тестовое бурение – это вариант для проверки состояния ресурсов, о добыче речь не идет.
Антон Шабанов, независимый экономический эксперт:
– Добыча на шельфе актуальна всегда. По операционным затратам этот способ добычи нефти куда менее затратен, чем, например, добыча с плавучих платформ в море или в условиях крайнего севера, среди торосов. Всегда при прочих равных этот способ добычи будет более интересен, чем многие другие. Прогноз по шельфовой добыче скорее положительный, чем наоборот. Уровень шельфовой добычи растет и увеличивается.
Экологическая экспертиза на этапе разработки – это всего лишь экспертиза. Это какая-то подготовка к ЧП, некий набор средств, которые возможно никогда и не будут использованы. Но это не значит, что это требует сразу каких-то огромных дополнительных вложений. На способе добычи это не сказывается – он остается экономически интересным. Очень много е зависит от самой компании, которая будет заниматься нефтедобычей.
Алексей Книжников, эксперт WWF (Всемирный фонд дикой природы):
– Ни экономических, ни каких-либо других предпосылок к добыче нефти на арктическом шельфе нет. К добыче нефти в условия ледовых морей мы пока не готовы ни технологически, ни экологически. И на этот счет есть много аргументов. Экологически мы пока не умеем реагировать на разливы нефти – ни мы, ни какая-либо другая страна. Технологически, опять же, в условиях ледовых морей вести добычу глубже 50 м мы пока не можем – нет инженерных решений для этого, и сахалинский опыт это показывает.
Что касается Хатанги, это месторождение хоть и считается морским, но освоение его ведется с берега, и с учетом опыта Сахалина, где установлен мировой рекорд – на 12 км отклонение от скважины, горизонтальное. В таких условиях начало освоения, возможно, и не вызывает особых вопросов со стороны экологов. Но полномасштабное освоение пока нерентабельно. Нерационально вкладывать деньги в такую добычу, потому что риски слишком высоки, а отдача небольшая.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!