Сегодня нет ни одной отрасли, на которой бы экономический кризис не оставил свой след, будь то добыча, производство, переработка. А дальше, по принципу домино, валится всё, что стоит за этими столпами. В первую очередь – сфера грузоперевозок. Настроения среди представителей этого бизнеса поистине упаднические, ведь помимо безрыбья на бизнес наваливаются другие проблемы, кропотливо производимые законодателями и регуляторами. Последний гвоздь в гроб отрасли, похоже, не за горами. То-то будет полякам, борющимся с Россией за разрешения на грузоперевозки, праздник.
17 марта в Санкт-Петербурге прошла конференция регионального филиала Ассоциации международных автомобильных перевозок, подводили итоги. Спикеры говорили в очень мягкой форме, ужимками – «непростые условия», «сложности», «временные трудности». Прибывший директор Северо-Западного филиала OOO «РТ-Инвест Транспортные системы» Евгений Пепеляев и вовсе говорил на черное – белое. «Это же мало!» − с мест восклицали участники АСМАП, когда выяснилось, что только у половины присутствующих на автомобили установлены бортовые устройства системы «Платон». «Почти у всех в АСМАП есть устройства», − парировал Пепеляев. По другому вопросу мнения тоже разделились: «Это же плохо!» − говорил зал. «Нет, это прекрасно!» − уверял представитель компании-оператора.
Всё самое важное, больное и насущное, как всегда, ушло в кулуары: перевозчики за кофе и бутербродами жаловались друг другу на проблемы, говорили о том, что мало звучало в официальных речах, итогах, сводках.
«Вот о чем это было два часа? Надо решать, предлагать, смотреть, что делать. А что толку обсуждать, что имеем? Это и без того всем известно. Большая часть членов даже не приходят сюда, потому что толку нет, да и АСМАП изживает себя потихоньку. Когда руководителем стал Москвичев (Евгений Москвичев, председатель комитета Госдумы по транспорту – прим. ред.), нам обещали, что пойдет развитие, он же депутат. Но с каждым годом всё хуже и хуже», − говорит мне компаньон по кофе, перевозчик, работающий с Финляндией.
К нам присоединяется его коллега и рассказывает:
− Грузопотока нет, граница должна быть свободной, но нет же, три дня фура границу проходила.
− А чего, из-за сломанных весов? − уточняю.
− Да эти весы там уже полгода сломаны. Таможенники просто работать не хотят, тянут.
− Однажды так случилось, что водитель не смог по своим обстоятельствам поехать в рейс. Поехал я, на пустой фуре, через Брусничное, − рассказывает мой первый знакомый. – Там какой-то затор, все машины – и груженые и пустые – в куче, в одной очереди, хотя для этого предусмотрено два разных потока. И пять человек оформляют каждую машину – таможенники, пограничники, дорожные инспекторы. Один досматривает машину, другой меня, третий ставит штампик в паспорт. Пятеро в форме просто шатались по территории, ходили туда-сюда. Зачем они там – не знаю. Пересек границу, в Финляндии одна-единственная девушка проверяла все машины, процедуры те же самые, но оформление заняло 15 минут! Не хотят у нас работать, хотят взятки брать. Вон тот лысый лично у меня взятку вымогал, − указал на представителя одного из ведомств мой собеседник. – Сказал мне, мол, договариваться с [ведомством] надо. Я спрашиваю, как это договариваться? А он в ответ: «Что вы, не знаете, как с [ведомством] договариваются? У перевозчиков спросите». Я давал взятки, и таможне тоже часто приходилось давать. Сейчас перестал – не с чего.
Таможенников на конференции не было, что необычно, потому что раньше приходили.
«Ох и задал бы я им вопросов! − говорит мой сосед. Но только на вопрос «Каких?» не отвечает. − Три дня я дозванивался в Выборгскую таможню, у них там новый начальник (Александр Ястребов, назначен 7 сентября 2015 года – прим. ред.). То его на месте нет, то он занят, а последний раз вообще сказали, что соединяют, и сбросили вызов».
Дальнобойщики: инициатива МВД поможет Ротенбергу и убьет рынок частных перевозокСейчас перевозчики работают как будто по инерции. Тут с одной стороны – почти нет грузов и работы, с другой – ленивая таможня, с третьей – прожорливый «Платон», с которым компании уже смирились. «Ну а что тут сделаешь?» − риторически вопрошает один из собеседников.
Ещё вот как обухом по голове утилизационный сбор на прицепы, стоимость которого равна стоимости новой техники, как утверждают перевозчики.
«Эту технику доэксплуатируем и всё. Покупать новую нет средств, да и утилизационный сбор не позволяет это сделать. Лизинг дают под бешеные проценты. Сдадим свой рынок польским перевозчикам, да и всё», − уверен член АСМАП. «Я 34 года в этом бизнесе. Можно сказать, всю жизнь. Куда я пойду?».
Поляки будут премного благодарны и тем, кто внедрил «Платон» (всего 700 бортовых устройств выдано иностранцам, рассказал Евгений Пепеляев»), и тем, кто предложил грабительский утилизационный сбор. Отечественным производителям прицепов уже пообещали субсидии от государства, но механизм их всё ещё не проработан, подтвердил Евгений Москвичев в комментарии ПРОВЭД. Добавил он при этом, что удалось добиться избежать утильсбора на полуприцепы, а это уже хорошо.
Вопрос с поляками по разрешениям на двусторонние грузоперевозки всё ещё остается открытым, 15 апреля закончат действие временные «дозволы».
«До 15 апреля будем встречаться, думаю, найдем, ту цифру, ту нишу, которая интересна России, − говорит Евгений Москвичев. – Поляки говорят: «Зачем вам в Европу? Приезжайте в Польшу, Беларусь, забирайте грузы. Вот всё, что от селедки останется, всё ваше». Сейчас мы договариваемся: или до 1 апреля встречаемся, или с 4 по 7. Думаю, после двух-трех встреч к чему-то придем».
На конференции, в официальной её части, говорили о том, что всё когда-нибудь заканчивается, и пару лет надо переждать, потом грузы вернутся, жить станет хорошо. Только, кажется, дотянут до этого прекрасного и безоблачного времени истинно «последние герои».
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД