Ни для кого не секрет, что перегруз фур и самосвалов в России – почти норма. Машины едут забитыми «под завязку», и состояние дорог это вовсе не улучшает. 15 февраля в рамках борьбы с этим безобразием ГИБДД вместе с объединением грузоперевозчиков Грузавтотранс провели показательную акцию и остановила пятерых нарушителей весового режима. «Показательное выступление» провалилось, жизнь в очередной раз напомнила о «коррупционной составляющей» в работе ГАИ.
Тормозить нарушителей весового режима решили на 52 км КАД между Мурманским шоссе и Вантовым мостом, неподалеку от поста ГАИ. О трагикомических результатах проверки вполне откровенно рассказал президент Грузавтотранса Владимир Матягин:
– Буквально две недели назад мы специально обратились к грузоперевозчикам с дополнительной просьбой не нарушать закон. Но, похоже, все опять посмеялись и решили, что ничего не поменяется. Мероприятие должно было начаться около полудня. С утра шел нескончаемый поток машин с перегрузом. Но в 11.30 мне звонят перевозчики и рассказывают, что им пришло SMS- предупреждение о проведении акции! Причем информация перевозчикам поступила от «решальщиков», которые помогают «решать вопросы», когда водителя поймают на перегрузе. Более того, в тексте SMS даже сообщалось, что акция пройдет при моем участии. Информация мгновенно распространилась, и перевозчики разъехались по стоянкам. В итоге, за 15 минут до того, как распространилась SMS, мы остановили 4 машины. После предупреждения – всего одну машину за час. Более того, когда мы закончили акцию, перевозчикам пришло сообщение «можно ехать». При этом о проведении мероприятия знали четыре человека: я и три представителя силовых структур.
Кто конкретно «слил» информацию водителям, осталось тайной.
Начальник 4-го отдела (технический надзор) Управления ГИБДД по Петербургу и Ленобласти Павел Румянцев заявил, что ведется проверка того, как информация о готовящейся акции попала к перевозчикам, но результатов пока нет, так как «прошел всего один день».
Еще более красочно описал то, как дорожная полиция «борется» с перегрузом, председатель Совета Грузавтотранса Константин Буланьков:
– Я подъехал на место проверки к 11.00. Ко мне подошел полицейский, которому я объяснил, что я – из проверяющей группы. Тот изумился, что я не предупредил заранее, что подъеду раньше. А зачем предупреждать? Что мешало инспекторам вне акции тормозить явно перегруженные машины, на которых песок с «горкой»? Я специально снимал видео. За 7 минут моего там пребывания проехали шесть явно перегруженных самосвалов. Ни одну машину никто не остановил. И инспектор очень долго объяснял мне, почему он не может выполнять свои служебные обязанности, например: «я не могу бежать во второй ряд и остановить машину». Все это не вяжется с тем, что говорят уважаемые полицейские. Вчера я видел лишь противодействие нашей борьбе с этой самой «коррупционной составляющей».
Более того, Константин Буланьков отметил, что даже те пять остановленных автомобилей не эвакуировали, так как «не хватает эвакуаторов».
– Я 16 лет работал директором автотранспортной компании, и ни разу не было такого, чтобы нашу машину остановили за перегруз и не эвакуировали. А тут вот «не хватает эвакуаторов», - негодует он.
Важно отметить, что самим перевозчикам перегрузы совершенно не выгодны, так как они сильно увеличивают нагрузку на машину, техника чаще ломается. Зато превышение допустимого веса очень устраивает грузоотправителей, которые могут перевезти большее количество товара меньшим количеством машин. В результате введения системы ПЛАТОН и экономического кризиса очень многие транспортные компании находятся на грани банкротства. Их слабостью пользуются грузоотправители.
– Перевозчики жалуются, что их буквально заставляют ездить с перегрузом, принуждают подписывать какие-то нелепые договора, дескать, перевозчик сам заезжает, например, на песчаный карьер и сам, по своей воле загружает машину с перегрузом. А машину ему не жалко, так как машина у него в аренде, - говорит Владимир Матягин.
Вместе с тем, в ряде случаев грузоотправители даже не боятся документально фиксировать заведомое нарушение закона и составлять договор о разовой перевозке 45 тонн товара на машине, которая может везти максимум 25 тонн.
Следует отметить, что летом в законодательство была впервые введена норма, возлагающая ответственность за перегруз не только на перевозчика, но и на грузоотправителя. Теперь за превышение допустимой массы, нагрузки на ось или габаритов индивидуальному предпринимателю грозит штраф в 80 – 100 тыс. рублей, а юридическому лицу 250 – 400 тыс. рублей. Одновременно с этим были ужесточены и правила для перевозчиков. Ранее наказание за перегруз накладывалось только начиная с 5%. Теперь можно получить штраф начиная с 2%. А за грубые и регулярные нарушения можно лишиться прав. Владимир Матягин считает, что введение ответственности грузоотправителей может спасти транспортников «от кабалы». Но контролировать соблюдение правил должны не сами перевозчики, а правоохранительные органы.
Полицейские уверяют, что штрафуют и грузоотправителей. Так, по Петербургу и Ленобласти за прошлый год было выявлено 5,5 тысяч нарушений движения тяжелых грузов и 880 случаев нарушения правил перевозки крупногабаритных грузов. По данным фактам на водителей было составлено 8,5 тысяч административных протоколов. А вот на юридических и должностных лиц – всего 637. Причем эта цифра включает и штрафы для грузоотправителей.
Эксперты отмечают, что все эти вопросы мог бы снять автоматический весовой контроль. Когда машина с перегрузом проезжает над весами, водителю автоматически направляется «письмо счастья» со штрафом. Кое-где рамки динамического весового контроля уже установлены, на сайте Минтранса уже вывешен «черный список» перевозчиков-нарушителей. Тем не менее, на создание автоматической системы контроля перегрузов потребуются многие годы. А до тех пор «решальщики», предупреждающие кого надо о грядущей проверке, будут чувствовать себя отлично.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!