Ватикан вывозит за рубеж автомобили, автозапчасти, измерительную аппаратуру, ортопедическую обувь, семена, необработанную древесину и многие другие товары. Как это удаётся миниатюрному государству?
Собственное производство
Даже в самых маленьких странах что-то производят и, соответственно, что-то продают. Так, например, Сан-Марино торгует керамикой, фарфором, строительным камнем и мебелью. Монако известно не только своим казино: там выпускаются фармацевтические и косметические средства.
Возможности Ватикана намного скромнее. Помимо мастерских по производству мозаики, он располагает лишь достаточно солидными полиграфическими мощностями. Исключительно по этой причине основной экспортной статьёй страны стала различная печатная продукция, и в первую очередь – гербовые марки. Они используются во многих государствах для оплаты разного рода сборов и пошлин. Их доля в общем объёме экспорта приближается к 25%. Заметное место в списке товаров, поставляемых на внешний рынок, занимают также почтовые марки.
Почтовые миниатюры находят устойчивый спрос не только у филателистов всего мира, но и у жителей Рима. Обитатели итальянской столицы не слишком доверяют собственной почте и всю важную корреспонденцию предпочитают отправлять из Ватикана. Для отправки писем необходимы исключительно местные марки. На территории крохотного государства функционируют целых четыре почтовых отделения.
Упор на реэкспорт
Список экспортных товаров не ограничивается мозаикой и печатной продукцией. Как ни поразительно, в нём перечислены разнообразные позиции, больше свойственные государству с многопрофильной промышленностью, обширной территорией и развитым сельским хозяйством. В числе экспортных товаров присутствуют автомобили и автомобильные запчасти, измерительная аппаратура, ортопедическая обувь, семена, необработанная древесина и многое другое.
Откуда же берётся такое изобилие? Ответ лежит на поверхности. В перечне импортных статей содержатся аналогичные товарные позиции. То есть в подавляющем большинстве случаев речь идёт просто о реэкспорте. Товары, которые приобретаются на внешнем рынке, затем поставляются в другие страны – для нужд католической церкви. Стоит отметить, Ватикан не стремится извлечь материальную выгоду из своих внешнеторговых связей. Его экономика носит некоммерческий характер и живёт в основном за счёт туризма и пожертвований.
Помимо этого Ватикан вынужден закупать всё необходимое для обеспечения собственной повседневной жизни и функционирования государства. Самая большая статья расходов – бензин. На него приходится половина всех объёмов импорта. Остальные главные внешнеторговые закупки в порядке убывания выглядят так: медикаменты, лабораторные реактивы, свежемороженая рыба, табак, сливочное масло.
Широко представлены алкогольные напитки – спирт, вино, пиво. Кстати, примечательный факт: по потреблению вина на душу населения Ватикан давно и прочно держит мировое первенство.
Говоря о структуре товарооборота, приходится делать скидку на то, что Ватикан довольно закрытое государство. И сам не публикует подробности подобного рода. Относительно свежие данные относятся к 2013 году. Они приводятся на портале The Observatory of Economic Complexity при Массачусетском технологическом институте. Центр, который отслеживает и публикует в графической форме статистику мировой торговли, в последние три года не обновлял данные по Ватикану. Впрочем, сам Ватикан отнюдь не относится к тем государствам, жизнь которых подвержена быстрым переменам. Вряд ли в его товарообороте что-то изменилось кардинальным образом.
Россия и Ватикан
Верхнюю строчку в списке основных поставщиков Ватикана по вполне понятным причинам занимает Италия. На неё приходится больше половины всего ватиканского импорта. Второе место принадлежит Швейцарии, третье – ФРГ. А главные адресаты экспортных поставок Ватикана расположились в следующем порядке: Германия, Испания, Франция, Таиланд, Камбоджа, США, Норвегия. Италия в этом перечне находится далеко за пределами первой десятки. По договору между двумя государствами, любой экспорт в Италию возможен лишь по специальному разрешению итальянского правительства.
Значится в данном списке и Российская Федерация. Но, мягко говоря, с очень скромными объёмами. Среди внешнеторговых партнёров нашей страны Ватикан занимает 232-е место, то есть третье от конца. По данным Федеральной таможенной службы России, с января 2016 года по февраль нынешнего товарооборот составил $348. Россия экспортировала в Ватикан продукцию по статье «Книги, бумага, картон» на $58 и импортировала текстиль на $290. Для сравнения, средний годовой объём товарооборота между Ватиканом и США в 1990-2016 годах составлял $340 тысяч – в общем, тоже не густо.
Ватиканская таможня
Значительная часть внешнеторговых грузов доставляется непосредственно на территорию Ватикана по железной дороге. Далеко не все знают, что у него есть своя железнодорожная станция и двухколейная магистраль протяженностью 300 метров. Для государства, которое можно пересечь за 20 минут неспешным шагом, это не так уж мало. Железная дорога Ватикана используется в основном для грузовых, и лишь в редких случаях – для пассажирских перевозок. Сразу за территорией Ватикана она соединяется с железными дорогами Италии.
У Ватикана нет таможенных пошлин, но имеется таможня с довольно строгим сводом правил. Помимо наркотических и отравляющих веществ, взрывчатых материалов, оружия и порнографии, к ввозу (или скорее, к проносу) в Ватикан строжайше запрещены любая поддельная продукция, произведения культуры и искусства, семена и растения, свежие овощи и фрукты, мёд, продукты животного происхождения. Кроме того, ограничен ввоз таких товаров, как сельскохозяйственные орудия, оборудование для кемпингов, бывшая в употреблении спортивная одежда и многое другое.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД