По словам председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Казахстана Даулета Ергожина, порядка 30% деклараций будут выпускаться на границе. Необходимо отметить, что при этом исключаются операции по оформлению транзитной декларации, доставке товаров до места назначения, размещению товаров на СВХ и подаче декларации во внутреннюю таможню. Участники рынка сходятся во мнении, что это значительно сократит время прохождения границы (в частности из уст казахских таможенников прозвучала цифра 29 минут).
Следует понимать, что степень готовности к подобным изменениям на границах с разными странами существенно различается. Так, менеджер по международным перевозкам FM Logistic Иван Головко отмечает, что после вхождения Республики Казахстан в Таможенный Союз прохождение границы стало намного проще, машины практически не стоят на границе: и экспортные потоки из РФ, и импорт из Казахстана идут вполне оперативно.
«На других границах, с прочими соседями (кроме Кыргызстана), ситуация складывается по-разному: есть очереди на границе Казахстана с Туркменистаном, иногда возникают очереди в Узбекистан и оттуда, однако это в большей степени связано с работой служб Туркмении и Узбекистана, нежели с Казахской стороной», - отмечает эксперт.
Пока непонятно, каким образом презентованные новации «встроятся» в существующий порядок пересечения границы с Россией грузовым транспортом, согласно которому обязательно получение документа о прохождении границы, который затем потребуется получателю в Казахстане для подтверждения легальности ввоза импорта. Добавим, что возникают некоторые вопросы по увязке новых правил при пересечении внешних границ Казахстана при ввозе товара на территорию Таможенного Союза, так согласно соглашениям о его создании должен действовать общий режим прохождения границы для всех стран-участниц (как это происходит в настоящее время).
Впрочем, участники ВЭД не видят здесь особенных проблем. «И Казахстан, и Беларусь по факту позволяют себе некоторые отклонения от «генеральной линии» в Москве с этим мирятся в силу ряда, в том числе и политических, факторов, - сообщил источник в ЕЭК. – Сомнительно, чтобы из-за этого разыгрались какие-то торговые войны». Вместе с тем собеседник не исключил, что если, как в случае с Республикой Беларусь будут затронуты интересы крупных российских игроков, РФ будут предприняты некие ответные (возможно, ассиметричные) меры.
Кроме этого, Даулет Ергожин отметил, что информация в трех документах - уведомление о прибытии, транзитная декларация и декларация на товары «практически идентичная». «Мы посмотрели и видим, что, по сути, ничего не нужно делать, если пришла один раз предварительная информация и автоматически система будет брать информацию, которая в ней содержится, и сама же заполнять все необходимые эти документы, то человеку не будет необходимости заполнять это», - уверен чиновник.
В целом все отмечают, что и в настоящее время таможня РК гораздо более толерантна к участникам ВЭД, чем российские «зеленые фуражки», однако для начинающих игроков все-таки рекомендуют хорошего казахского партнера. Впрочем, и здесь также нет единства во мнениях.
«Я не стала бы полностью доверяться казахстанском таможенному представителю - надо понимать технологию и проверять все документы и заявленные сведения- много тонкостей... Главный вопрос - как товар выпущен в РК- по ставкам ВТО или по ставкам ЕТТ. Второй вариант единственный возможен для дальнейшего перемещения товаров в Россию, - отмечает представитель компании-брокера. - После присоединения РК к ВТО, ставки на номенклатуру товаров более 1000 кодов ТНВЭД ТС ниже, чем ставки пошлин ЕТТ. Если товар выпущен по ставкам ВТО, он предназначен только для потребления в РК и не может быть вывезен в другое государство ЕАЭС».
Если же говорить об общей реакции участников, она несомненно положительная. «Очень хорошая новость, особенно если это будет касаться внешних границ Казахстана с Китаем, Узбекистаном, Туркменистаном, - отмечает Иван Головко. - Взаимная торговля между Россией и странами Средней Азии, и в особенности со странами Таможенного Союза - Казахстаном и Киргизией, всегда была драйвером роста российской экономики. В ключе тех проблем, которые у нас возникли по известным причинам с экспортом в страны Запада, экспорт в азиатские страны является стратегическим».
Интересно только, сделают ли ФТС и руководство РФ ответные ходы?
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!