Торговля в своем развитии не стоит на месте, мало того, что она активно развивается, особенно в части технологий и процедур, так она ещё почему-то при этом не консультируется с министерством торговли, министерством транспорта, ФТС и т.д. Более того, в последнее время международная торговля еще активно стала подбрасывать различные вводные в виде санкций, ограничений и тому подобных сюрпризов и, что удивительно, самой подготовленной к работе в таких условиях оказалась самая критикуемая в последнее время Федеральная таможенная служба.
Еще несколько лет назад российский участник ВЭД жил в таком измерении таможенного сервиса:
Быстро = Дорого и Некачественно;
Недорого = Медленно и Некачественно;
Качественно = Долго и Дорого.
Лет за пять в части технологий и упрощения торговых и таможенных процедур российский участник ВЭД стал чувствовать себя комфортнее, стал жить в 2D таможенном сервисе:
Быстро + Недорого = Некачественно;
Быстро + Качественно = Дорого;
Недорого + Качественно = Долго;
А он, российский участник ВЭД, мечтает жить в 3D таможенном сервисе:
Быстро + Недорого + Качественно = Мечта.
Более того, участник ВЭД четко сформулировал свои мечты и желания, а ведь это не просто мечты, это налоги, платежи, это рабочие места и даже, не побоюсь этого страшного слова - конкурентоспособность…
Что сделано…
«Быстро».
Электронное декларирование, удаленный выпуск, централизованная онлайн уплата таможенных платежей, электронный транзит.
Вроде как Электронное декларирование (ЭД) работает, особенно, если товар простой, то есть поставка не идентифицирована как рисковая, платежи небольшие, что не обременительно по оплате авансовых платежей. Но сегодня действующее ЭД - это, как если бы пятиэтажный дом начинали строить с третьего этажа, а не с фундамента. Да и тут до сих пор проявляются очень уж циничные сбои:
Но и автоматической регистрации ДТ пока тоже нет, даже на уровне эксперимента. Существующий сейчас ручной режим - это возможность для злоупотреблений, затягивания времени, ошибок и т.п.
Но это то, что касается основных таможенных процедур: экспорт, импорт, временный ввоз, временный вывоз. А вот транзит, например, до сих пор почти весь на бумаге.
ФТС говорила, что ей для ускорения процесса надо знать о товаре как можно больше и как можно раньше, желательно до прибытия товара. Надо так надо. В результате - третий год уже как введено обязательное предварительное информирование (ПИ) о прибытии товаров, перемещаемых автомобильным транспортом (Решение Комиссии Таможенного союза от 09 декабря 2011г. №899). За это время ПИ отладилось и теперь уже стало для участника ВЭД обыденностью.
Теперь вот стало обязательным ПИ о прибытии товаров, перемещаемых ЖД транспортом, тестируется ПИ на морском транспорте (тут, правда, пытаются настроить старую программу на новый лад), прорабатывается на воздушном транспорте. Вопрос введения ПИ на морском и воздушном транспорте - дело времени, причем, обозримого будущего. А дальше-то что? А дальше, по идее, уже должен быть разработан и внедряться Электронный транзит (ЭТ). Казалось бы, конфликт ФТС и АСМАПа подтолкнет ФТС к внедрению «Транзита ТС», по примеру «Транзита ЕС». Нет же, ФТС ограничилась заменой одного посредника, профессионального, международного, другим, локальным и непрофильным. Хотя ничего не мешало за год, пока идут выяснения, унифицировать применяемые при транзите документы странами-участницами ТС и создать единую для ТС систему обеспечения уплаты обязательных платежей при транзите. Ведь сегодня, очевидно, что при перспективе расширения ТС новыми странами без «Транзита ТС» никак не обойтись. Особенно, если учесть географические просторы стран-участниц ТС, и то, что «Транзит ТС» дает возможность оформлять транзит и производить основное декларирование в электронном виде из одного места, где находится декларант. По имеющейся информации, ФТС сейчас вроде бы занялась этим вопросом, но что-то подсказывает, что сейчас уже будет непросто договориться с таможнями Белоруссии и Казахстана. Хотя бы потому, что даже на уровне таможенных администраций стран-участниц ТС, про ЕЭК и говорить не приходится, не разработаны и не унифицированы основные элементы таможенной транзитной системы (ТТС) ТС на все страны-участницы, с учетом потенциальных членов, а отсутствие стандартов порождает страх потерять деньги. И велосипед тут изобретать не стоит, достаточно использовать положительный опыт создания ТТС в ЕС, с учетом допущенных ошибок.
Справка ПРОВЭД: Схема европейской транзитной системы
В ТС, и в России в частности, целесообразно использовать процедуру «транзита ЕС», создавая параллельно процедуру «транзита ТС». Во-первых, это позволит в условиях постоянно растущего грузопотока разгрузить уже работающих на пределе своих мощностей пункты пропуска на государственной границе: аможенное оформление будет осуществляться в таможенных органах места отправления или назначения.
Во-вторых, появится альтернатива процедуре МДП, что положительным образом скажется на затратах перевозчиков для оплаты гарантий (две системы будут конкурировать), и приведет к снижению издержек всей цепи поставки, улучшая ее безопасность. Российские импортеры, а также таможенные представители и перевозчики смогут распространить свою деятельность на транзитные процедуры и, получая большую прибыль, увеличат поступления в бюджет.
В-третьих, это приведет к упрощению перевозок по суше через Евразийский континент, что позволит существенно увеличить грузопоток по автодорогам и железным дорогам России, более эффективно использовать транзитный потенциал РФ.
Удаленный выпуск - в принципе рабочая технология, если товар простой, путь доставки постоянен, и постоянно используется один таможенный орган доставки товара, потому как при существующей системе уплаты таможенных платежей, авансовых, любое отклонение ведет к серьезным проблемам. Стабильная, качественная работа возможна только лишь при существовании технологии «Централизованной онлайн уплаты таможенных платежей»
Централизованная онлайн уплата таможенных платежей
Существующие на рынке системы уплаты таможенных платежей, во-первых офлайновые, а во вторых, это посредники, которые за свои услуги берут определенный процент и без этих посредников технология не работает, то есть ее, технологии, просто нет, как нет возможности у импортера/экспортера совершить такую уплату без посредника.
Вот и получается, что электронное декларирование есть, но есть оно не все, а только в части.
«Недорого».
Минимум посредников, и на всей цепи поставки возможность для импортера без посредников осуществить любой процесс взаимодействия с таможенными и прочими контрольными государственными органами самостоятельно, то есть без дополнительных финансовых и временных затрат. Особенно в части государственных услуг.
«Качественно».
Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), Единое окно (ЕО). И взаимосвязанные таможенные электронные технологии: Предварительное информирование – Электронный транзит – Электронное декларирование (автоматическая регистрация ДТ – автоматический выпуск (перспектива)).
И только лишь в точке совмещения «Быстро», «Недорого», «Качественно» сбудется мечта российского импортера/экспортера. Именно в этой точке совмещаются налаженные, стабильно работающие электронные технологии, направленные на упрощение процедур прохождения таможенных формальностей.
Участник ВЭД, а это в первую очередь экспортер и импортер, желает общаться с таможенными органами посредством современных технологий. И имеет на это право, тем более, что независимо от желаний, формат общения таможни и бизнеса, деловой формат, как-то в последние годы сформировался. Таможня, в свою очередь, пытается в меру своих сил организовать и предложить такой сервис. Далеко, очень далеко не все пока получается.
Участник ВЭД в рамках организации своей цепи поставки нацелен на скорость, качество и разумные издержки при осуществлении таможенных формальностей. И участнику ВЭД не особо интересно, как там, внутри таможни, организованы процессы, его интересует, чтобы результатом этих процессов стало быстрое, недорогое и качественное прохождение таможни. Пока же получается, если быстро и недорого, то некачественно, если быстро и качественно, то дорого, если недорого и качественно, то долго. И что удивительно, так это то, что именно в силах таможни собрать во едино «недорого», «быстро», «качественно» и тем самым реализовать мечты участника ВЭД.
ФТС в последние годы много делает для создания и внедрения электронных технологий. Много сделано и еще раз в десять больше предстоит сделать. Но уже сегодня ФТС выдохлась, нет у нее больше возможностей что-то создавать и внедрять, потому как локальный потенциал технологий исчерпан. Теперь, для того, чтобы двигаться дальше вперед необходима Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), а это уже не компетенция ФТС.
Похоже, что на этом все развитие и закончится. И пинай, критикуй дальше ФТС, результата особого здесь не стоит, до тех пор, пока не будет создана СМЭВ.
Ну, а пока будем продолжать играть в пятнашки: 5 или 7 документов представлять при таможенном оформлении, один месяц или три на поставку, тысяча или три долларов стоит доставка… комбинаций еще года на три точно хватит.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД