Импорт машин в России составил менее 30% от общего числа продаж в стране, а количество ввезенных автомобилей в январе-марте текущего года по сравнению с I кварталом прошлого года снизилось на 15,6% - до 176 тысяч штук. По словам экспертов, импорт постепенно замещается местным производством, пишет РБК daily.
При этом падение продаж машин в самой России замедлилось. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи автомобилей в I квартале по сравнению с тем же периодом 2013 года сократились на 2% - до 602 523 штук. Таким образом, отношение импорта к объему продаж по итогам I квартала упало до 29,2%. Для сравнения в 2009‑2012 годах отношение импорта к общему объему продаж за год составляло 35,5‑37%, а в 2013 году - 32,2%. Если же посмотреть на статистику по I кварталам, то заметное снижение импорта по отношению к продажам можно увидеть в начале 2010 года (30,1%), когда после мирового финансового кризиса многие дилеры были вынуждены распродавать автомобили, ввезенные в Россию еще до кризиса, пишет издание.
По мнению экспертов РБК daily, сегодня разница в динамике объемов импорта и продаж обусловлена другими причинами. Во-первых, это связано с тем, что спрос посепенно смещается в сторону машин, собираемых в России. По данным АЕБ, Lada и еще 9 иностранных марок автоконцернов, у которых есть автозаводы на территории России, обеспечивают две трети продаж в стране. Производители стремятся заместить импортные машины автомобилями местной сборки, чтобы избежать таможенной пошлины в 25%.
Во-вторых, спад импорта в начале года можно объяснить относительно большими запасами на складах. По словам директора аналитического агентства «Автостат» Сергея Целикова, спрос постепенно начал падать, а поставки еще продолжались, более того, импортеры в ожидании падения рубля могли взять больше автомобилей в конце года. Как отметил аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов, падение импорта должно быть еще более существенным, потому что в условиях падения рынка многие участники рынка стремятся оптимизировать свои складские запасы.
По итогам 2014 года падение рынка может замедлиться до 1,8% и продажи составят 2,73 миллиона машин (в 2013 году было продано 2,78 миллиона машин, падение к предыдущему году составило 6%), предполагают в АЕБ.
Между тем, премиальный сегмент развивается иначе, пишет РБК daily. Как отметил изданию представитель «Мерседес Бенц Рус», машины «продаются буквально с колес». А, по данным АЕБ, российские продажи Mercedes за I квартал 2014 года выросли на 21%.