Сложно самостоятельно выбрать среди всего многообразия товаров те, которые удовлетворят нас по своим качественным параметрам. Считается, что справиться с этой задачей нам помогают различные системы оценки качества, которые позволяют потребителям отличить «хороший» товар от «плохого», а государству защитить рынки от притоков контрафактной и фальсифицированной продукции. Однако все издержки приобретения маркировки ложатся на предпринимателя, и таким образом создаются условия, выигрышные для корпораций, но невыгодные для малого и среднего бизнеса, а также потребителя.
На Правовом портале ЕАЭС закончились общественные обсуждения Соглашения ЕЭК о реализации в 2015 – 2016 годах пилотного проекта введения маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха».
По информации портала, комментарии и предложения по данному проекту решения Коллегии ЕЭК не поступали, хотя вопросов и нареканий эта инициатива вызвала немало.
Проработку внедрения специальной маркировки товаров в ЕАЭС департамент торговой политики ЕЭК начал больше года назад, проведя ряд социологических исследований и подготовив концепцию создания и функционирования системы маркировки товаров контрольными знаками. В упомянутой концепции разработчики ссылаются, например, на Минпромторг, по мнению которого, введение такой маркировки для ввозимых или произведенных в ЕАЭС товаров должно стать одним из наиболее эффективных путей организации контроля их оборота.
Мы уже имеем акцизные марки, штрих-коды, QR-коды, радиочастотную идентификацию, и так далее и тому подобное, не говоря уже об обязательной и добровольной сертификации, которая имеет в своём арсенале обязательные знаки отличия. Но, несмотря на это, в ЕЭК решили не ограничиваться уже известным знаком сертификации, и разработать ещё один, свой собственный знак соответствия стандартам повышенного, как говорится в пояснениях ЕЭК, качества. При этом, что любопытно, разрабатывать сами стандарты никто не станет: будет только перечень товаров и только маркировка, подтверждающая, что товар можно производить и перемещать через границу.
На вопрос ПРОВЭД, не станет ли дублирующая маркировка продукции, уже прошедшей сертификацию, дополнительным, но неоправданным обременением для участников ВЭД, в ЕЭК ответили, что основное отличие маркированной продукции от немаркированного товара будет в нанесенных контрольных знаках, которые позволят идентифицировать товар поштучно для контроля его оборота.
«Сертификация нужна для подтверждения качества товаров, тогда как маркировка позволит контролировать оборот товаров и будет способствовать защите национальных участников ВЭД от недобросовестной конкуренции, путем защиты рынка от импорта контрафактной продукции и контрабанды, а также путем защиты от производства и оборота нелегальной продукции», - пояснили нам в пресс-службе ЕЭК. Получается, что маркировку скорее можно назвать знаком индульгенции от ЕЭК, чем знаком качества.
Разработчики проекта, проанализировав различные товарные рынки и оценив уровень ущерба от ввоза и производства нелегальной продукции, остановили свой выбор на товарах лёгкой промышленности, отметив при этом, что наиболее критическая ситуация складывается на рынке изделий из натурального меха и натуральной кожи. По мнению экспертов, система, которая позволит контролировать оборот и легальность ввозимых товаров лёгкой промышленности, не только защитит потребителя, но и положительно скажется на собираемости таможенных и налоговых платежей. Однако впоследствии авторы идеи хотят разработать отдельный перечень товаров, в отношении которых такая маркировка будет обязательной, причём контролировать её будут уже на этапе таможенного декларирования таможенные органы. При этом и участники ВЭД, и эксперты воспринимают нововведение довольно критично.
«В целом идея «маркированных товаров» с «аудиторским следом» не нова: в теоретической модели это похоже на введенную ФНС систему контроля за уплатой НДС. Однако тут проблема состоит в том, что возникающие при маркировке и контроле издержки позволяют это осуществлять только для очень дорогих товаров (и за счет потребителя, соответственно). Что же касается тезиса о «борьбе с серым импортом», то тут вопрос вполне понятен: это очередной праздник корпораций за счет государства и потребителя», - прокомментировал ситуацию советник ФАС Анатолий Семёнов.
Тем не менее, для внедрения новой маркировки уже сейчас разрабатывается специальная информационная система, которая позволит обрабатывать сведения об изготовленных и использованных знаках, вести учёт количества товаров, подлежащих маркировке, и многое другое. Ожидается, что такая информационная система будет подключена и к системе межведомственного взаимодействия (СМЭВ), с которой работают органы исполнительной власти, в том числе, и таможенные.
«Решение о том, кто будет разрабатывать информационную систему, еще не принято. Ответственным органом, в том числе за разработку национального компонента информационной системы маркировки, в настоящее время является также Федеральная налоговая служба», - пояснили нам в пресс-службе ЕЭК. Можно, однако, предположить, что новая информационная система будет напоминать систему уже существующую, предназначенную для государственного контроля за объёмом производства и оборота алкогольной продукции (ЕГАИС). Хочется только надеяться, что разработчики учтут ошибки своих предшественников (создателей ЕГАИС), дабы не допускать неприятных ситуаций, связанных с техническими ошибками и недостатками программного обеспечения. «ЕГАИС, по общему мнению, не привел к ожидавшимся от него планам по обелению рынка алкогольной продукции», − сказал Анатолий Семенов.
Тем не менее, в ЕЭК уверены, что маркировка должна стать одним из инструментов развития экспорта и позиционирования товаров ЕАЭС на внешних рынках. Поэтому импортёрам и производителям стоит подготовиться к тому, что совсем скоро одним из обязательных условий ввоза и производства товаров по определенному перечню и их последующего легального оборота будет наличие контрольного знака и его внесение в информационную базу. По информации ЕЭК, в соответствии с Решением Высшего Евразийского экономического совета от 10 октября 2014 года № 88 пилотный проект по введению маркировки продукции по товарной позиции ТН ВЭД 4303 «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» планируется провести в 2016 году.
Комментарии
КОММЕНТАРИЙ: А у разработчиков ЕГАИС по учету алкогольной продукции не было ошибок. Ошибки были сделаны государством. Ну, посудите сами, эксклюзивным разработчиком новой информационной системы ЕГАИС была не выбрана, а назначена ОКОЛОГОСУДАРСТВЕННАЯ контора, которая опытом разработки информационных систем не обладала, а занималась всю жизнь специальной полиграфией и печатью защищенных документов. А потом государство обязало всех производителей заранее приобрести ПО разработки указанной конторы, заплатить за обучение работе на этом ПО и заплатить за сопровождение его эксплуатации. А то, что ПО в указанные сроки не было разработано, - это уже второй вопрос. Поэтому, если прикажут, то та же самая контора ( назовем ее "госпредприятие А" ) начнет делать очередную государственную систему с теми же ошибками и с тем же заранее ожидаемым результатом. Все это сильно напоминает разработку ФТС - ПРОТОТИПА ПОРТАЛА "Морской порт", когда конкурс выигрывает почему-то близкая ФТС компания "ГЕЛИОС ИТ", а программное обеспечение разрабатывает совершенно другая компания "СТМ", а пользователи замечают в "морском" ПО странную автодорожную специфику, а государство в лице ФТС повторяет: "молчите-молчите... Это прототип"...... А потом говорит: "Ну мы же работали, без дела не сидели. Давайте признаем пилотный проект портала "Морской порт" удачным? А? Ну что Вам, жалко что ли?"