Увеличение объёмов фальсификата сыров может стать следствием роста импорта дешёвой продукции, считают эксперты рынка. По оценке Национального союза производителей молока («Союзмолоко») и аналитического центра Milknews, импорт сыров в первом квартале 2016 года вырос на 31% по сравнению с тем же периодом 2015 года.
Почти в два раза увеличились поставки сыра из Армении, на 81% – из Сербии. Из Беларуси, которая обеспечивает основной объём поставок импортной молочной продукции на российский рынок, импорт сыра вырос на 41%.
Чтобы конкурировать с дешёвой импортной продукцией, отечественные производители вынуждены снижать цены на свою продукцию, отмечают в «Союзмолоке». Всё это может привести к росту объёмов фальсификата. Ещё один фактор, способствующий увеличению продукции плохого качества – изменение предпочтений россиян: граждане стали переходить на более дешёвые молочные продукты.
Генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман из Кировской области согласен с тем, что дешёвый импорт портит жизнь отечественным производителям.
– Импорт и фальсификат – это, как ни странно, во многом звенья одной цепи. Последнее время мы видим массовое поступление на отечественный рынок, к примеру, дешёвых сыров из Беларуси. Понятно, что эти дешёвые позиции влияют на рынок в целом, заставляя отечественных поставщиков соответствовать ситуации. Причём надо отметить, снижение цен есть на оптовом рынке, тогда как на полках для конечного потребителя эти колебания не так заметны – розничные цены не столь динамичны в изменениях. Отечественным производителям ничего не остаётся, как предпринимать какие-то действия по удешевлению производства продукции, если они хотят выжить в кризис. И как ни печально, некоторые производители идут по пути применения фальсификатов, – рассказывает предприниматель.
Дело не в импорте, а в бедности
Снижения ценовой конкурентоспособности со стороны российских предприятий, по данным маркетинговых исследований аудиторской компании АО «2К», нет.
– Мировые цены на молочную продукцию ниже прошлогоднего уровня примерно на 20%, что, действительно, позволяет говорить об удешевлении импорта. Однако курс рубля по сравнению с маем прошлого года ниже примерно на 30%, – говорит управляющий партнёр компании Тамара Касьянова. – То есть курсовая разница должна была «съесть» падение мировых цен на молочную продукцию. Исходя из этих данных, на сегодняшний день можно говорить о том, что российские производители не потеряли в ценовой конкурентоспособности. Безусловно, можно говорить о росте издержек, инфляции и прочем, но в целом – уровень конкурентоспособности российской продукции по сравнению с прошлым годом изменился не сильно.
Акционка вместо санкционки: чтобы сэкономить, россияне ищут продукты по скидкамПри этом Тамара Касьянова разделяет ожидания «Союзмолока» по поводу роста фальсификата на рынке сыра. Однако причину этого видит не в дешёвом импорте, а в изменении предпочтений россиян.
– Рост фальсификата может быть вызван не дешёвым импортом, а повышенным спросом на дешёвую продукцию и желанием производителей получить больше прибыли. Ввиду сокращения реальных доходов населения спрос на дешёвые товары в России растёт, что является ключевым стимулом роста объёма производства фальсификата, – отмечает она.
По мнению эксперта молочного рынка и генерального директора «Petrova Five Consulting» Марины Петровой, опасения по поводу роста объёмов фальсификата в этом году оправданы. Впрочем, эксперт также не связывает это с ростом импорта дешёвой молочной продукции.
– Если российские производители и будут вынуждены снижать цены, то не из-за дешёвого импорта, а из-за сокращения спроса. Пока не будет достаточного количества молока-сырья, а также роста доходов населения и достаточного контроля – фальсификат будет расти. Я думаю, что к концу года доля фальсификата вырастет на 5-6%, – считает она.
Эксперт напоминает, что в 2014-2015 году доля фальсификата на молочном рынке в целом официально оценивалась в 10%. При этом в молокоёмких сегментах – таких, как производство сыра и сливочного масла – официально фальсификат достигал 15-20%, а, по мнению экспертов – 30%.
Производитель молочной продукции Константин Гозман соглашается с тем, что сейчас главными критерием покупки у россиян становится не качество, а цена продукта
– Добросовестным производителям бывает довольно сложно конкурировать с любителями фальсификата. Покупатели, даже понимая, что слишком дешёвый продукт не может быть однозначно полезным и здоровым, принимают решения не в пользу здоровья, а в пользу экономии бюджета, – отмечает гендиректор агрохолдинга «Дороничи».
Исключительное право
На прошлой неделе стало известно о проекте поправок к закону «О торговле», в котором предлагается разрешить ритейлерам и их контрагентам расторгать договоры поставок в одностороннем порядке. Сейчас для расторжения договора необходимо согласие двух сторон. Многие производители забили тревогу. Сети и так диктуют всем свои условия: если поправки к закону примут, они будут ещё больше злоупотреблять своим положением.
Впрочем, поправки касаются нескольких аспектов. Во-первых, сроков оплаты продукции в зависимости от срока годности продукции, что в принципе на руку производителям. К примеру, оплату товаров со сроком годности до 10 дней предлагают производить не позднее, чем через 5 рабочих дней после фактического получения, тогда как раньше на это отводилось 10 дней.
– Поправки, касающиеся сокращения периода оплаты продукции, несомненно, необходимы. Это положительно скажется на бизнесе производителей и переработчиков молока, так как позволит им сократить срок оборачиваемости денежных средств, – рассказывает эксперт молочного рынка Марина Петрова.
Во-вторых, снижение размера вознаграждений, выплачиваемых поставщиками торговым сетям, что, в конечном счёте, может усугубить положение производителей.
– Предлагается снижение максимального размера бонусов с 10 до 3%. На мой взгляд, это приведёт только к излишнему давлению на сети, массовому пересмотру отношений между сетями и поставщиками, и, в конечном счёте, появлению этих сборов под другими названиями, – объясняет эксперт.
Прежде, чем эти изменения вступят в силу (если будут приняты), у ритейлеров будет переходный период – с 1 января по 1 апреля 2017 года, в течение которого они смогут в одностороннем порядке расторгнуть невыгодные договоры с производителями. Этот механизм дан ритейлерам в качестве компенсации сократившейся нормы прибыли. Однако критерии, по которым будет определяться значительность потерь той или иной стороны договора, в проекте поправок не прописаны, что и может привести к злоупотреблениям.
– Очевидно, что эта норма не в интересах производителей – она защищает ритейлеров и даёт им дополнительные инструменты давления на поставщиков. Опасения производителей, действительно, оправданы. Всё то, что не регламентировано и нигде не указано – может по-разному трактоваться. Это может привести к тому, что сети будут манипулировать, – поясняет Марина Петрова.
Эксперт: дефицита молока не будет, но цены вырастутЕсли поставщики не смогут работать в тех условиях, которые навяжут сети, остро встанет вопрос сбыта больших объёмов продукции.
– Одной из особенностей работы с розничными сетями является большой объём закупаемой продукции. Поэтому в случае введения поправок в том виде, в котором они сейчас обсуждаются, в случае одностороннего расторжения договора сетью, производители столкнутся с проблемой сбыта выпущенной продукции, – объясняет эксперт молочной отрасли.
Впрочем, управляющий партнёр АО «2К» Тамара Касьянова больших рисков для производителей в связи с поправками не видит. По её мнению, сети не станут раскидываться своими партнёрами.
– Норма о праве расторжения договора в одностороннем порядке будет действовать один квартал – она будет временной. Портить отношения в погоне за одномоментной прибылью, применяя данную норму, шантажируя угрозой расторжения контракта, крупные контрагенты не будут. Вероятность такого шантажа есть, вернее – возможность, но в то, что серьёзные игроки рынка будут этим заниматься, верится с трудом, – считает эксперт.
Спрос на дешёвое
Генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман из Кировской области разделяет опасения других производителей. Но связывает это с тем, что сети вынуждены менять ассортимент.
– Опасения производителей можно в достаточной мере считать оправданными. В период кризиса сети тщательно «чистят» полки, стараясь освободиться от позиций, которые не востребованы сейчас в силу стремления покупателей очень экономно подходить к расходам. Ассортимент сокращается довольно жестоко, и в этой «чистке», скорее всего, пострадают малые и средние поставщики, так как им довольно сложно обеспечить равномерные и ритмичные поставки по всей территории действия определённой сети, причём одинакового ассортимента. Таким образом, пострадают в этой войне цен и кошельков, прежде всего, «малыши» бизнеса. Тем более, что сети вполне могут себе позволить торг с поставщиками по цене поставок, дополнительным скидкам и прочим «послаблениям» ради сохранения места для товара на полке, – говорит генеральный директор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман.
Потребительское поведение россиян изменилось, соглашается эксперт молочного рынка Марина Петрова. В частности, это выразилось в переходе от более дорогих видов продуктов к более дешёвым.
– В кризис российские потребители отказались или значительно сократили объём покупок молокоёмких продуктов, таких, как сыр и сливочное масло, а также кисломолочной продукции, молочных десертов и коктейлей. В целом сегодня потребители выбирают простые базовые продукты, кроме того, россияне начали отдавать предпочтение продукции небольших заводов и более дешёвым продуктам неизвестных марок. Также возрос интерес к собственным торговым маркам розничных сетей, так как они самостоятельно контролируют качество продуктов и цены на них. За счёт негарантированного объёма они могут устанавливать более низкие цены за свою продукцию, – говорит Марина Петрова.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД