Ты любовь мне обещала, полную огня,
но в парадной два фискала встретили меня…
Сложность не в нарастающих экономических проблемах, а в том, что ни власть, ни бизнес, не стремятся изменить складывающуюся ситуацию, а исключительно стараются приспособиться к ней.
Российский чиновник, он ведь самый заботливый и самый внимательный по отношению к отечественному бизнесу. Просто отечественный бизнес несправедлив и не благодарен российскому чиновнику. Вот многие, от мелкого предпринимателя до президента страны, ругают нашего отечественного чиновника. А понять его тонкую душевную субстанцию, понять и оценить его работу, да просто поговорить по душам с чиновником, так тут бизнес самоустранился. Нет, конечно же, есть отдельные активисты от бизнеса, которые если не деньги, так подарки суют чиновникам. Ну и как сами-то думаете, просто чиновнику в таких условиях жить и работать? Вот, а ему еще надо придумать эффективные технологии и методики поддержки бизнеса в интересах увеличения собираемости налогов. Это лишь с виду кажется, что чиновники только поднимают налоговую нагрузку для бизнеса и индивидуальных предпринимателей, да еще при этом стараются «напрячь» предпринимателя на взятку или долю «отпилить» в его бизнесе, или вообще, просто «отжать» бизнес, на самом деле все не так, все совсем по-другому.
Год 2015 потихоньку-потихоньку подошел к финишу. Что ждет бизнес в 2016 году? Если кратко, то радость и веселье. По-другому просто будет не выжить.
Прежде всего, вырастут налоги. Тем более что правительство обещало не поднимать налоги в ближайшие три года. По сути, такие обещания означают, что в 2016 году правительство введет и поднимет все, что обещало не вводить и не поднимать в ближайшие три года. Это совсем не означает безразличное отношение чиновников к бизнесу, особенно к малому или среднему.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) вырастет в 2016 году на 15,9%. Паникеры от бизнеса тут же запричитали, что такой рост опережает рост инфляции и, скорее всего, вынудит уйти часть малого бизнеса в тень или вообще закрыть бизнес. Но это ничего, не страшно, философия развития бизнеса говорит, что если в России где-то умирает один бизнес, значит, то где-то в мире рождается другой бизнес. Ну вырастет налог, ну закроется какая-то часть малого и среднего бизнеса, скорее всего большая часть, да и судьба ИП тоже не понятна, а в эпоху «перепроизводства» в России такие санитарные меры только на пользу. Тут, правда, для закрепления успеха и результата надо, чтобы в полнолунье правительство в полном составе покатало рубль по кругу с приговоркой «Месяц, дружочек, дай денег полный кошелечек!». И всё! После этого всё будет просто отлично, не для всех, конечно, но будет. Ну, у кого не хватит денег на налоги, тот может просто попросить деньги у правительства. Да, наверное, даже и просить не надо, правительство само даст, без напоминания. В июле этого года правительство выделило более 17 млрд рублей на развитие малого и среднего бизнеса в регионах. К тому же летом правительство «раздвинуло рамки» для предприятий. Так, потолок по выручке для определения микропредприятия был установлен на уровне 120 млн руб., малого бизнеса — на отметке 800 млн руб. К среднему бизнесу стали относить компании с выручкой до 2 млрд руб. в год. И если исходить из того, что по данным прошлого года в России зарегистрировано 5,6 млн субъектов малого и среднего предпринимательства, то 17 млрд рублей на их развитие – это основание для прогноза. В лучшем случае – выживет сильнейший, а наиболее вероятный, традиционный вывод – «мертвым фирмам деньги не нужны». А вместе с тем на них работают 25% от общей численности занятых в экономике и приходится около 25% от общего объема оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране.
Справка ПРОВЭД:
Таблица коэффициентов-дефляторов 2015-2016 гг
Налог, система налогообложения | Коэффициент-дефлятор на 2015 год | Коэффициент-дефлятор на 2016 год | Возможный рост налоговой нагрузки в 2016 году |
НДФЛ | 1,307 | 1,514 | 15,84% |
УСН | 1,147 | 1,329 | 15,87% |
ЕНВД | 1,798 | 2,083 | 15,85% |
Патентная система налогообложения | 1,147 | 1,329 | 15,87% |
Налог на имущество физических лиц | 1,147 | 1,329 | 15,87% |
Торговый сбор | – | 1,154 | 0,00% |
Единая информационная система, обеспечивающая контроль государства над оборотом алкоголя (ЕГАИС). Участие в ЕГАИС обязательно с 1 января 2016года для оптовиков, а для розницы — с 1 июля 2016 года. Тут даже малой толики сомнения нет, что регионы готовы к нововведениям. Конечно же, закупка и обслуживание новой техники, необходимой для подключения, совершенно не повлечет новых и достаточно больших затрат для бизнеса. А если не готовы, и подключение к ЕГАИС повлечет дополнительные расходы для бизнеса, то тут все очевидно: не готов и нет денег – нечего бизнесом заниматься, ну или «заработайте денег и приходите, подключайтесь». Если мелкие бары, рестораны, кафе лишатся возможности торговать алкоголем, то тоже ничего страшного, подпольную торговлю никто не отменял, зато будет возможность в любое время суток приобрести любой алкоголь, в любом количестве, как в старые добрые времена «сухого закона». Плюс опять же выгода для правоохранительных органов. Ну а те, кто хочет работать, конечно же, могут для этих целей, для участия в ЕГАИС, просто взять кредит в банке, тем более что для субъектов малого и среднего бизнеса взять кредит не составляет никакого труда. И эту легкость кредитования подтверждают слова главы банка ВТБ Андрея Костина, он так и сказал, приходите и свободно получайте кредиты, дословно: «Если сегодня малый и средний бизнес не востребован в стране, нет поля деятельности для них, то какой смысл их кредитовать? Будут невозвратные долги». С кредита заплатить за оборудование и подключение, заплатить налоги и смело, прямой дорогой в суд, банкротиться…
Торговый сбор. Пока этот платеж существует только в Москве (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»), но и в Санкт-Петербурге уже активно обсуждается его введение, скорее всего в течение 2016 года будет введен. Нельзя сказать, что бизнес напрягается по этому поводу, ну, конечно же, бизнес очень даже очень рад дополнительному сбору, особенно в свете общего повышения местных сборов и размеров штрафов по принимаемым в Думе поправкам в КоАП. Более того, конечно же, бизнес понимает, что все это никак не связано с дефицитом бюджета, а все исключительно в интересах поддержки и развития бизнеса, а малого и среднего – в особенности.
Система «Платон» – взимание платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Мелочь, конечно, но тоже приятно. Последние полгода эксперты разных уровней и мастей ежедневно считают, во что обойдется этот сбор. И все, ну почти все, приходили в выводу, что ничего, собственно, страшного, если доставка товара из пункта А в пункт Б подорожает на пару тысяч рублей. Ну, конечно же, ничего страшного не произойдет, не первое и далеко не последнее подорожание. Особенно если учесть, что все эксперты почему-то исходят из того, что перевозки в России это просто сами по себе существующие перевозки, вот просто так решил водитель грузовика что-то перевезти из пункта А в пункт Б, то есть ничейный груз упал с неба в точку А, а в точке Б он так же исчез в небесах. А вы, уважаемые эксперты, просто так, для интереса, посчитайте, что получится, учитывая перевозку как звено цепи поставки или как один из огромного количества этапов технологического или производственного процесса, особенно если это процессы малого производственного или чего хуже сельскохозяйственного (фермерского) предприятия.
Я не поленился и посчитал, во что все это выльется мне в одном килограмме свежей смородины урожая 2017 года, если я закупаю саженцы в Самаре, высаживаю их в Псковской области, продаю свежую ягоду в Москву и Санкт-Петербург. И уверяю вас, это получаются не копейки, даже совсем не копейки. Средний платеж получается за тысячу рублей, (за тысячу!), а теперь просто сравните эту «за тысячу рублей» с ценой одной поездки в один конец, с минимальной зарплатой труда, с детским пособием, со средней пенсией. Почему-то детское пособие, пенсию, МРОТ, чиновники, в том числе правительственные, не считают за «сущие копейки». Но ничего страшного, ведь можно же покупать, более дешевую белорусскую смородину, которая завозится в Беларусь из Венгрии, Германии, Чехии, и продавать ее как российскую, в этом случае «сущие копейки» за «Платон» будут не так ощутимы. Причем решается сразу несколько задач: от импортозамещения до реализации региональных программ, опять все в одних плюсах.
Налог на имущество. Тут чиновники повели себя немного странно: вот, например, власти Москвы сформировали законопроект о снижении роста налога на имущество. С 2016 года ставка повысится не на 1,8 %, а на 1,3 %, но от кадастровой стоимости недвижимости. В Петербурге пока этот вопрос в стадии обсуждения, на уровне 1% от кадастровой стоимости, и ожидаемая дата вступления его в силу − 1 января 2016 года. Но эксперимент в 2015 году по взиманию налога на недвижимость от кадастровой стоимости зданий общей площадью свыше 3 000 м2 сформировал неплохой задор у чиновников − по расширению этого эксперимента и на меньшие площади. Так что перспективы пополнения бюджета за счет налога на имущество в 2016 году очень радужные и разными специалистами оцениваются, например, на уровне только Санкт-Петербурга, от сотен миллионов до одного миллиарда рублей в год, что для арендаторов и собственников помещений, владельцев кафе, парикмахерских, салонов разных, магазинов, аптек, малых офисов в денежном выражении приведет к существенному увеличению расходов. Но ничего, перетерпим и это.
Ну, а в целом, если не считать все вышеперечисленные мелкие нюансы, то все будет хорошо, как говорит народная мудрость, мертвые пчелы не жужжат. Ну, а если не будет хорошо, тогда все будет очень плохо. Но нам не привыкать.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД