Продукты дорожают, прилавки супермаркетов стали скромнее в ассортименте товаров, экспорт, импорт и логистика описываются в грустных категориях с непременным употреблением слова «кризис». Люди на улицах всё чаще хмурые, заботятся о сокращении личных и семейных расходов. Но вечерами по-прежнему ярко горят вывески секс-шопов в больших городах. Неужели нипочём этой абсолютно импортозависимой части рынка низко павшие курс рубля и покупательная способность россиян? Любопытство ПРОВЭДа удовлетворили глава российского представительства немецкой фабрики интим-игрушек Fun Factory Андрей Ленц и директор крупнейшего в России интернет-гипермаркета для взрослых Condom-Shop.Ru Алексей Гайдай.
С точки зрения как производителя товаров для интимной сферы, экспортирующего в Россию, так и продавца, работающего в интернете, кризисные явления ощутимы, но рынок обладает определённой долей устойчивости благодаря своей специфике – есть постоянные клиенты, которые обеспечат спрос.
– Как и весь остальной импорт, ввозимый из Европы, эта группа товаров очень повысилась в цене. Так с декабря 2014 года стоимость выросла примерно на 80%, - говорит Андрей Ленц.
У продавца цифры несколько иные, но, тем не менее, и они отражают тенденцию резкого подорожания.
– У нас 90 процентов продаваемых товаров – импортные, из-за роста курса валют, себестоимость закупки выросла от 30 до 50%. На такую же величину выросла и отпускная цена. Товары, произведенные в России, подорожали на 10-20%. При этом после Нового года выручка в денежном выражении снизилась на 10%. В целом, интимные товары в плане реакции на финансовые бури близки к товарам класса «люкс» – спрос на них есть всегда, заинтересованные люди были, есть и будут, - делится Алексей Гайдай.
Интернет-торговля оценивает принадлежность товаров для секса к группе тех, которые не все себе позволяют покупать как явный плюс, но для производителя-поставщика всё несколько иначе. По словам Андрея Ленца, больше всего экономические проблемы сказались на заказчиках из провинции, их количество значительно сократилось – выручают москвичи.
– Поскольку товар у нас премиального сегмента, то для многих регионов он стал попросту не по карману. Однако ситуация в Москве, наоборот, сыграла нам на руку. Во-первых, в столице упала стоимость аренды помещений, и бизнесмены, которые раньше открывали в Москве один-два магазина, теперь готовы замахнуться на открытие целых сетей интим-магазинов. Во-вторых, из-за роста валюты и запрета выезда за границу многим категориям граждан приходится тратить деньги не в Европе, а в Москве. И если раньше эта категория покупателей везла эротические товары из той же Германии, то теперь им ничто не мешает заказывать этот товар у нас, - поясняет представитель фабрики интимных игрушек.
Трудностей со ввозом и с таможней у этой категории импорта нет, но без курьёзов, конечно, не обходится.
– Всякий раз, как мы привозим товар в Москву и проходим досмотр, сотрудники таможни начинают хихикать, краснеть, иной раз просить какие-то игрушки "в подарок не для себя", - признаётся Андрей Ленц.
Ну, если для чувствительных таможенников всевозможные фаллоимитаторы – это что-то радостное, хоть лично им и не нужное, то для рынка – это такой же товар, как и все остальные, которые зависят от общемировых тенденций: цен на нефть, внутренней экономической ситуации, санкций, платёжеспособности покупателей.
– Мы абсолютно не оригинальны в этом отношении. Укрепится рубль, вырастут доходы населения - укрепится любой бизнес, а не только спрос на самое необходимое. И тогда, как, например, в 2013 году, Россия опять окажется на первом месте по продажам продукции Fun Factory, - говорит представитель фирмы.
– Рынок интимных товаров в России сильно фрагментирован, это касается как обычных оффлайновых магазинов, так и интернет. Его делят множество мелких игроков, – дополняет картину Алексей Гайдай. – Вообще по России насчитывается более 2000 розничных секс-шопов. И при этом существует только около десяти торговых сетей, в которые входят больше пяти точек. Все остальные – это 1-2 магазина у одного мелкого предпринимателя.
Как поясняет продавец, о структуре онлайн-рынка интимных товаров можно судить, например, по данным эквайринговой системы Robokassa – 90% секс-шопов используют ее для проведения онлайн-оплаты. В целом, 50% объема рынка интимных товаров в интернете делают первые 10 магазинов из списка Robokassa. Однако в России работают более 500 онлайн-секс-шопов, и больше половины из них имеет меньше 10 заказов в месяц, по словам Алексея Гайдая. Вообще доля интернет-торговли в структуре рынка интимных товаров составляет 20%. Для сравнения, в Европе этот сегмент приближен к 43%, поскольку там лучше развита система онлайн торговли, логистики, да и сама интернет-торговля там появилась раньше, чем в России.
– Европейские секс-шопы – крупные торговые предприятия. Например, немецкий Beate Uhse успешно торгуется на европейской бирже. Нам до этого еще далеко, – отмечает Алексей.
В целом торговля интим-товарами в России имеет потенциал, хоть на фоне кризиса что-то, конечно, опускается. Беря это в учёт, можно позволить себе совершенно выйти за рамки и пофантазировать. К примеру, об импортозамещении в этой индустрии.
– Необходимости в импортозамещении, насколько мы можем оценивать, не возникает, – считает Алексей Гайдай. – Товары под санкции не попали, ассортимент остался таким же, как и до кризиса. При этом в России всего пара производителей интим-игрушек и презервативов. Поэтому возможности импортозамещения на данный момент как таковой нет. Наши производители пока не могут удовлетворить потребности рынка, и мощностей существующих компаний на это попросту не хватит.
– В России есть два-три производителя, делающие эротические изделия для регионов, - подтверждает Андрей Ленц, – к сожалению, их качество уступает даже низкосортной китайской продукции. Российскому производителю вряд ли удастся приблизиться к европейским образцам. Нет стимула и скорой потребности. Это не продукты питания, требующие немедленного замещения. Безусловно, российские производители могли бы заняться производством эротического нижнего белья. Есть и мощности, и сырьё, и даже талантливые дизайнеры. Было бы желание делать продукт, не уступающий по качеству европейскому.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!