На прошедшем в Санкт-Петербурге российско-китайском форуме эксперты и практики в течение нескольких дней разоблачали существующие мифы о китайском бизнесе и китайских партнерах, с радостью делились своим опытом и давали полезные советы. И чаще всего звучали советы о том, как не попасть впросак в Китае. Честность и добросовестность, конечно, национальности не имеют, но все же надо держать ухо востро.
По мнению одного из участников форума, регионального директора «MTK Fabrik» Сергея Алмазова, у россиян и китайцев много общего. И этим «общим» являются не самые лучшие черты: наивность, халатность и непунктуальность. С этим нужно считаться. «Важно правильно планировать сроки производства. Вы не добьетесь того, чтобы китайцы делали все в срок. В Китае нужно прибавлять 20-30% к тому сроку, который вам называют», - отмечает он.
Также нельзя забывать о китайских праздниках. К примеру, Новый год в Китае, как и в России, отмечают достаточно долго. К слову, по китайской традиции, этот праздник связан с лунным циклом, и в 2015 году выпадает на 19 февраля.
Внимание, внимание!
В китайском бизнесе многое строится на доверии, и на этом недобросовестные партнеры могут неплохо заработать. Фабрики работают с огромным количеством торговых агентов, толпы людей приезжают смотреть производство, там постоянно происходит какое-то движение. Агент может представиться кем угодно, даже директором производства, показать нужные документы, а потом продать воздух. Самое простое, что можно сделать, чтобы проверить, директор это или самозванец, спросить у агента: «Где у вас туалет для производственных рабочих?». Или попросить переводчика спросить у рабочих, знают ли они этого человека и где директор, рассказывает Сергей Алмазов.
Важно общаться с китайскими поставщиками не по одному каналу связи. «В адресе электронной почты может внезапно появиться точка, буква «l» поменяется на цифру «1», но при этом переписка продолжится: с вами будет общаться другой человек, который взломал почту. Он предоставит другие реквизиты, в итоге товар вы не получите и денег не увидите», - предупреждает спикер.
Прежде чем начинать серьезные переговоры с партнером, стоит внимательно изучить официальный сайт компании. В частности, следует обратить внимание на срок регистрации домена: часто компания заявляет, что она крупный производитель, а при этом домен был зарегистрирован несколько месяцев назад. Сайт китайского поставщика должен быть на китайском языке, а не только на английском. Фотографии должны быть хорошего качества и без непонятных подписей: многие компании копируют фотографии с чужих сайтов и выдают товар за свою продукцию. Если что-то не так – повод задуматься.
Полезные мелочи
Некоторые советы кажутся смешными. К примеру, совет – производить кроссовки на двух фабриках: левый – в одном месте, а правый – в другом. Это кажется, как минимум, странным, но на практике экономит деньги. «В Китае, к примеру, могут продать вашу упаковку другим компаниям. Самое простое, что можно сделать - разместить производство упаковки и печать в разных местах. Желание напечатать такую же упаковку конкуренту немного снизится», - отмечает Сергей Алмазов. Случай с кроссовками – из жизни: работа с двумя фабриками помогла прекратить производство контрафакта. В Китае полно фабрик, бегать и искать, где производится правый кроссовок, в этом случае никто не стал.
- Фото: ПРОВЭД, V Российско-Китайский форум,
- региональный директор «MTK Fabrik» Сергей Алмазов
Чтобы хоть как-то подстраховать себя, важно сначала запросить образцы, прежде чем делать заказ. Конечно, не исключено, что образцы придут идеального качества, а основной груз – уже похуже. Но и здесь есть выход: если пришли хорошие образцы, надо один образец сохранить у себя, а на другом поставить свою подпись и оставить его на китайской фабрике, чтобы потом было, что предъявить.
По словам Сергей Алмазова, если вы заказали красные ботинки из Китая, вам могут запросто прийти розовые ботинки, и китайцы даже не поймут, в чем претензии: это почти такой же товар. «Важно при размещении заказов все прописывать. Что касается цветов, работайте по шкале Pantone, в таком случае вы не получите розовый вместо красного», - отмечает он. При этом надо учитывать, что отображение цветов на экране может немного отличаться от фактических цветов. В общем, везде свои тонкости.
В Китае договор прописывается на нескольких языках: на китайском, английском, на русском и так далее. Надо обязательно сверять переводы, потому что там могут оказаться разные пункты. И если впоследствии возникнут проблемы, все будет решаться в китайском суде, а китайская компания в Китае всегда права, предупреждает бизнесмен.
Сергей Алмазов также советует использовать несколько вариантов доставки, чтобы избежать срывов в работе. К примеру, часть товара можно отправить на самолете: несмотря на то, что это дорого, товар точно придет в срок, и заказчик сможет начать реализовывать товар, не растеряет своих клиентов. А затем уже рано или поздно подойдёт остальной товар, отправленный железнодорожным или морским путем.
«Иногда финансово выгоднее сотрудничать с торговой компанией, нежели с самим заводом, потому что торговые компании делают заказ не на десять тысяч единиц товара, а на миллион, и имеют у производителя различные преференции. Вы можете показать торговой компании, какие наименования товара вам нужны, и он подготовит ваш заказ. Таким образом, вы можете заказать контейнер из ста SKU», - отмечает он.
- Фото: ПРОВЭД, V Российско-Китайский форум,
- региональный директор «MTK Fabrik» Сергей Алмазов
Китай не Бангладеш
«Мнение о том, что в Китае все дешевле, ошибочное. За последние три-четыре года в этой стране постоянно растет средняя зарплата, появляется средний класс. Заработная плата рабочего фабрики сегодня в среднем составляет 400 долларов против 100 долларов четыре года назад. За совсем дешевым товаром бизнесмены сейчас обращаются в другие страны, к примеру, в Бангладеш», - рассказывает бизнесмен.
Найти в Китае iPhone или другой брендовый продукт дешевле, чем в России, практически невозможно, потому что здесь тоже высокая импортная пошлина. Если есть дешевле – это копия. В Гонконге, конечно, можно купить бренд подешевле, поскольку здесь нет НДС, но фирменных магазинов Apple тут не очень много.
И напоследок
Китай не Европа, где все более-менее понятно. Даже такой вопрос, как поездка на производство, может оказаться большой проблемой. Китайский таксист может не понять, куда ехать, потому что провинций и производств очень много. Один из вариантов – сказать адрес администратору гостиницы и попросить связаться с кем-нибудь из фабрики, чтобы там объяснили, как к ним добраться.
При проведении переговоров с китайскими партнерами важно сначала познакомиться, презентоваться, пообщаться в неформальной обстановке, а потом уже говорить о цене и подробностях сделки. «Китайцы в хорошем смысле считают нас варварами, потому что мы ничего не знаем об их истории и культуре, поэтому спорить на эти темы в Китае никому не советую, они могут быть оскорблены этим», - предупреждает напоследок бизнесмен.
Материалы по теме:
Через таможню с китайским товаром: особенности и риски