Не только россияне пользуются возможностью приобретать товары в российских интернет-магазинах. Как показало исследование Ipsos, проведенное при поддержке PayPal, некоторая часть покупок в российском онлайне приходится на иностранцев. Зарубежных покупателей у российских ритейлеров могло бы быть и больше, но таможенные препоны не благоприятствуют экспорту, а потому многие предприниматели вынуждены работать «в серую».
При этом то, из каких именно стран совершаются покупки, статистика, сводные данные обходятся авторами исследования стороной: «Мы публичная компания, и данные по странам мы, к сожалению, не раскрываем», – пояснил РБК Владимир Малюгин, председатель правления НКО «ПэйПал РУ».
Опрос, проведенный РБК среди интернет-ритейлеров, показал: около 5-10% выручки российским онлайн-торговцам делают иностранцы. По словам главы Национальной ассоциации дистанционной торговли Александра Иванова, размер интернет-торговли «вовне» – микроскопический.
Те, кто получают некоторую прибыль благодаря иностранцам, не скрывают: их покупатели за рубежом в основном выходцы из СССР, говорящие по-русски. Чаще всего такие клиенты заказывают в российском онлайне цветы – для родственников в России, например. У «Флоры Экспресс», пришедшей в Москву из Алма-Аты, иностранных клиентов порядка 5%. « Дешевле заказать у нас напрямую, чем на французском сайте с доставкой в Москве», − отмечает владелец компании Артур Биктимиров.
«Обрадовал.ру» − площадка, которая также занимается продажей и доставкой цветов, − пользуется популярностью у зарубежных клиентов. Георгий Сухоржевский, владелец проекта, рассказал, что последние полгода иностранные покупатели составляют 11% его клиентуры.
Оба предпринимателя отмечают удобство работы с PayPal: почти все российские банки используют для защиты интернет-транзакций систему 3D Secure или подобные им. Американские банки, например, их не поддерживают, а потому оплата по американской карте не проходит. PayPal в этом плане намного проще: оплата происходит через систему, а не через банк.
Впрочем, не только доставка цветов по России интересует иностранных покупателей. Интернет-магазин Hobbygames.ru, реализующий настольные игры и сувениры, расширил клиентуру в виде зарубежных заказчиков после создания английской версии сайта – до этого иностранцам приходилось использовать Google-переводчик, который не всегда бывает корректен в своих интерпретациях. Введение такого платежного инструмента, как PayPal, также повысило привлекательность сайта в глазах иностранного клиента. Сейчас из 200 интернет-заказов с доставкой 1-5% отправляются за рубеж.
Определенной популярностью за рубежом пользуются мотоциклетные шлемы магазина «НЛО-Мото»: аксессуары ручной работы выполнены в стиле «Хищник» и «Чужой» и имеют высокую стоимость (около 30 тыс. рублей за шлем). Чтобы клиенты магазина из Америки и Европы могли быть спокойны за свои деньги, магазин еще пять лет назад стал сотрудничать с PayPal по программе защиты покупателей. При этом система официально работает в России только с прошлого года.
Сдерживает российскую трансграничную интернет-торговлю российское законодательство. Фактически, интернет-магазину оформить почтовое отправление на экспорт нереально. «Юридически это очень сложно и процедуры не совсем понятны», − поясняет Георгий Клименко, глава Ассоциации развития электронной торговли (АРЭТ). Оттого предприниматели вынуждены использовать не совсем прозрачные схемы: приходится организовывать склады где-нибудь по соседству, например, в Прибалтике, и доставлять туда товар «в чемоданах», или отправлять посылки от имени физлица. «В таком случае это не бизнес: деньги получает одна организация, а отправку осуществляет другая, но таковы российские реалии», – отмечает глава АРЭТ.
Участники рынка пытаются достучаться до ФТС с тем, чтобы сделать процедуру экспорта такой же прозрачной, как импорта. Необходимо разрешить вопрос с возвратом НДС при экспорте, а также подтолкнуть «Почту России» к сотрудничеству с почтовыми службами других стран, чтобы оплата услуг за экспортную доставку не суммировалась.