Славянск для многих стал городом, имя которого связывается с трагедией, развернувшейся этой весной на востоке Украины. Мало кто знает, что это центр изготовления хорошо известных традиционных, и не очень, керамических изделий. Здесь сосредоточен полный цикл функционирования кластера – добыча сырья, разработка моделей, выпуск готовой продукции, упаковка и торговля. Корреспондент ПРОВЭД побывал в Славянске и узнал, что стало с заводами и ремесленным производством керамики.
С Главой Союза керамистов Славянска Андреем Мищенко мы встретились на заднем дворе мэрии, он рассказал, как отрасль жила раньше, и чего ей не хватает теперь помимо мира и политической стабильности.
«Около 80 процентов экспорта Славянской керамики ориентировано на российский рынок. Цены на российскую керамику очень высоки, и это позволяет сбывать продукцию не самого высокого качества, не говоря уже о художественной ценности. К тому же, объемы производства в России не в состоянии покрыть потребности региона (речь идёт о Курской, Воронежской, Белгородской и Ростовской областях – ред.). Несмотря на более высокое (в силу использования газового, а не электрического обжига) качество российской продукции, славянская керамика остается конкурентоспособной, не в последнюю очередь за счет невысокой цены и способности удовлетворить эстетические запросы потребителя», - говорит Андрей Мищенко.
«Покупают россияне, в основном, посуду, сувенирные вазы, новогодние игрушки, статуэтки фэн-шуй и не только», - наш собеседник улыбнулся. Позже он всё-таки рассказал, что определённым спросом пользовались керамические изделия в виде фаллосов, в том числе и позолоченные.
По данным местных керамистов, до 2004 года в Славянске в глиняной отрасли было задействовано около 35 000 человек. С тех пор, в условиях полного отсутствия поддержки со стороны государства, а также сложностей с лицензированием и высоких тарифов на электроэнергию, многие предприниматели свернули производство и занялись исключительно торговлей. Это привело к падению качества продукции и переориентации оставшихся производителей на ширпотребный кич. Кроме того, за 10 лет страна пережила две революции и финансовый кризис 2008 года, в результате чего количество рабочих мест сильно сократилось. Тем не менее, к началу весны 2014 года керамика оставалась основным источником дохода для 20 тысяч жителей Славянска. Население города на тот момент составляло 120 тысяч человек.
Сейчас в городе 3 крупных предприятия – завод «Глины Донбасса», производящий сырье высокого качества, которое использует большинство керамистов в Украине, завод фарфоровых изоляторов и совместное итальянско-украинское предприятие «Зевс-Керамика», выпускающее керамическую плитку.
Керамическая отрасль значительно пострадала от событий, развернувшихся в Славянске весной и летом 2014 года. Многие цеха оказались разрушены, собственники и сотрудники предприятий были вынуждены уехать. Завод «Зевс-Керамика», основные производственные мощности которого находятся в непосредственной близости к горе Карачун, ставшей одной из наиболее горячих точек противостояния, практически не пострадал от снарядов.
Тем не менее, руководству предприятия пришлось столкнуться с проблемой мародерства. Некоторые цеха были разграблены, было несколько поджогов. В результате часть оборудования исчезла, часть была уничтожена. Но сейчас коммерческая и хозяйственная деятельность завода уже восстановлена, для того же, чтобы восстановить производственную часть, необходимо дождаться замены оборудования. Руководство надеется после окончания конфликта вернуться на российский рынок, но, в то же время, разрабатывает новые каналы экспорта продукции в Европу.
Андрей Мищенко на сложившуюся ситуацию смотрит оптимистически. По его словам, для развития отрасли необходимо повышение культуры производства, новые технологии и новый, современный дизайн.
«Нужен приток свежих идей и молодых специалистов, обладающих хорошим вкусом и не боящихся экспериментировать. Как сказала несколько лет назад член комиссии ЕБРР Лана Хопкинсон, Славянску не нужен кластер, Славянску нужен бренд. Позитивным аспектом является то, что на данный момент в Славянске существует костяк предпринимателей – мастеров, производителей, художников, готовых развиваться в соответствии с вызовом времени. Речь идет о трех десятках человек, обладающих достаточным опытом и авторитетом, и способных стать ориентиром для остальных», - говорит Андрей Мищенко.
Уже существует проект технопарка, готовится база для проведения всеукраинских и международных симпозиумов. Средства на это керамисты хотят искать у частных инвесторов, не рассчитывая на государственную поддержку. Инвесторы и меценаты, в свою очередь, ставят условие: ни копейки через официальные структуры. Пока подходящего места для встречи бизнеса и денег в Славянске не нашлось, но, как говорится, work in progress.
В мастерской одного из наиболее уважаемых художников Славянска Александра Трегубова речь тоже зашла о низком уровне профессионализма и производственной культуры на предприятиях города.
«Штатная ситуация – когда сделанную модель возвращают с просьбой упростить, так как рабочие не в состоянии ее воспроизвести. На данный момент в крупнейшем керамическом центре Украины нет ни одного учебного заведения, где готовили бы специалистов должного уровня. Славянский художественный лицей откровенно слабый, а других нет. В результате – некому работать, и отрасль вырождается», - делится наболевшим Александр Сергеевич.
«Зарплата рядового сотрудника керамического цеха начинается с 2 тысяч гривен и доходит до 10 тысяч, но собственники бизнеса до недавнего времени не были заинтересованы в повышении квалификации сотрудников, так как не имели проблем со сбытом. Сейчас ситуация изменилась и требует пересмотра взглядов на процесс и, как следствие, системных решений», - говорит скульптор.
До вот этой войны дневной оборот славянских цехов доходил до 10 миллионов гривен. Сейчас этому специфическомй бизнесу придётся использовать сложившуюся ситуацию как ресурс для выхода на новый виток. А пока люди возвращаются домой и приступают к работе. С верой в то, что будущее всегда лучше, чем прошлое.
Историческая справка ПРОВЭД:
История Славянской керамики началась в 1892 году с открытия филиала Кузнецовского фарфорового завода – ведущего отраслевого предприятия в царской России. Помимо посуды, фабрика выпускала изоляторы для телефонно-телеграфной связи.
Династия промышленников-старообрядцев Кузнецовых, умело комбинируя внедрение новых технологий, а также финансовую и религиозную мотивацию сотрудников, постоянно расширяла дело. На момент открытия фабрики в Славянске объем производства товарищества Кузнецова составлял почти две трети от общего по России. В годы революции и гражданской войны фабрика была разрушена, но в городе уже появились частные мастерские и первые цеха. Начало было положено.
После распада Советского Союза экономика региона находилась в упадке. Люди потеряли свои сбережения, не было работы, были проблемы с базовыми социальными выплатами. Зато появился бизнес – дикий, пещерный, лихой, но он давал возможности, а значит – новую жизнь. Именно в этот период в городе стало возрождаться частное цеховое производство. Теперь глиняные мастера стоят перед новой эпохой.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД