Часто журналисты издания ПРОВЭД подают информацию однобоко. Настолько однобоко, что порой задумаешься, а не пора ли всем нам выйти полным составом редакции из профессии. Нет, не подумайте, что это Великим постом навеяло мысли о покаянии. Как говорится, не дождётесь: писали и будем писать. А то, что однобоко… Так нечего, как говорится, на зеркало пенять.
Колонка редактора
Хочется, очень хочется давать читателю позицию органов власти в публикациях, освещать их деятельность. Да и все прописные правила работы в журналистике требуют от автора материала того, чтобы он, если затрагивает аспекты работы ведомств и должностных лиц, предоставлял трибуну всем участникам конфликта. Но от этой трибуны наши самые открытые, самые законопослушные и эффективные чиновники сами открещиваются, отгораживаются тридцатидневными сроками, просьбами «официальных запросов» (хотя звонок журналиста или редактора – это уже и есть запрос официальней некуда) и абсолютно невразумительными ответами.
Почти у каждого в голове сидит сам по себе или вживлён начальством будочник из очень по нынешним временам неполиткорректного очерка Глеба Успенского. Основной обязанностью этого мелкого полицейского чина было "тащить" и "не пущать", причем "тащил он обыкновенно туда, куда решительно не желали попасть, а не пускал туда, куда этого смертельно желали". Пожалуй, только наличием в головах этого будочника из 19 века и можно объяснить выбранный способ взаимодействия/невзаимодействия чиновников с представителями СМИ. Это касается не только пресс-секретарей - они тоже, понятно, испытывают на себе гнёт системы - я сейчас про любое должностное лицо. Но уж коли в органах власти завели специальные службы и должности для взаимодействия со СМИ и для информирования, то уделим их функционированию немного больше внимания.
За редким исключением пресс-службы органов власти в России работают так, чтобы больше создавать нужный начальству имидж, а не информировать через СМИ общественность о положении дел во вверенной им епархии. Закон как бы обязывает все ведомства быть информационно открытыми в целом, но не закон же будет прививать нормы приличия и учить механизмам грамотного выстраивания отношений со СМИ и журналистами. А потому многие считают достаточным для «открытости» публикации абсолютно неинформативных заметок, даже не пресс-релизов, на сайте органа власти.
Возьмём для примера близкое нам и понятное – взаимодействие со СМИ и работу по информированию населения о своей деятельности таможенной службы, во всех её подразделениях.
Вчера, 19 апреля, на сайте ФТС появилась «новость»: «В апреле 2016 года состоялось очередное заседание рабочей группы по вопросам повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов (стандартов) аудита, утвержденной приказом ФТС России от 21 ноября 2014 года № 2275». Да, так и написано: «в апреле» - чтоб враг не вычислил точной даты и не понял, как много времени у пресс-службы ушло на составление и согласования текста, в котором процент полезной информации стремится ниже нуля.
«В заседании приняли участие члены рабочей группы от ФТС России, бизнес-сообществ и аудиторских организаций. Также на заседание были приглашены участники эксперимента – заместитель председателя правления НП Гильдия профессионалов ВЭД «Гермес» и консультант ЗАО «Рено России» по таможенным вопросам», - говорится далее. В чём состояла суть эксперимента, какие были сделаны замечания, что удалось и не удалось сделать для повышения эффективности таможенного контроля после выпуска товаров с использованием методов (стандартов) аудита – умалчивается.
Это вы видели работу пресс-службы курильщика. А как бы сработала пресс-служба здорового человека? Она бы как минимум составила список деловых, экономических изданий, которые пишут о внешнеэкономической деятельности и таможне, направили бы приглашение, позвонили бы и уточнили, дошло ли приглашение и ждать ли корреспондента. Как максимум они бы поступили проще: опубликовали бы анонс для журналистов о предстоящем заседании у себя на том же сайте, на котором они периодически позорятся с невнятными сообщениями – не пойми о чём.
Думаете, в таможне не хотят работать со СМИ, потому что боятся критики и снижения индекса информационного благоприятствования? Да я вас умоляю! Нет, конечно! Того, что придётся работать, боятся. Пригласить СМИ на передачу музею разных оружий и прочей исторической ценности – это не только красиво, но ещё и не требует напряжения «вдруг я что-то сделаю не так». Что там можно не так передать? А вот пригласить на встречу с представителями бизнес-сообщества – тут включается система управления рисками: а не скажут ли эти представители, что мы, к примеру, профанацией занимаемся, а не скажут ли представители таможни чего-то такого, за что журналисты уцепятся и будут долго требовать отвечать за слова. При этом, конечно, все в таможне хотят, чтобы информация подавалась не однобоко.
А не однобоко – это честно и быстро, в первую очередь. Если сегодня в редакцию обращается участник ВЭД с конкретной проблемой, связанной с действиями таможенных органов, то алгоритм действий журналиста должен быть следующим: взять информацию у источника, проверить её достоверность, подтвердить надёжность источника, взять комментарии у представителей таможни, официально. На практике чаще всего получается так, что официально в таможенных органах отказываются давать информацию по телефону, рекомендуя сделать письменный запрос. Отвечают на него минимум неделю. А проблема есть здесь и сейчас. Во-первых, ситуацию нужно предать огласке сегодня, для того, чтобы на неё обратили внимание, и, вероятно, устранили какой-то барьер, а уже потом, чтобы типичные проблемы решались, а люди, столкнувшиеся с ними, знали что делать. Во-вторых, если про это не напишем мы, то напишут другие, не дожидаясь ответов от таможенных чиновников. В-третьих, чаще всего, в полученных ответах не содержится полезной и конструктивной информации. Поэтому включается иной алгоритм: подаём информацию с точки зрения пострадавшей стороны, т.е. однобоко. Это результат не журналистского непрофессионализма. Это результат отвратительного отношения к взаимодействию со СМИ со стороны чиновников в таможенной службе.
Они создают эту ситуацию, и она же становится им очень удобной. Ах, раз вы про нас плохо пишете, то с чего мы должны идти вам навстречу и звать на свои мероприятия! Да вы попробуйте, отвечаем мы таможне в письмах, прося их аккредитовать, включить в списки и просто звонить или писать нам иногда. Но они как строптивая старая дева – ни в какую. Позиционируют тотальную открытость, говорят, что не нужна аккредитация (да мы-то в курсе), что всю нужную информацию о деятельности размещают на своём сайте, но на просьбу звать нас на важные для бизнес-общественности мероприятия отвечают: «Форма предоставления сведений о проведении мероприятий в Северо-Западном таможенном управлении (СЗТУ) с участием представителей бизнеса определяется с учётом требований законодательства, норм деловой этики, мнения представителей бизнеса, условия проведений мероприятия». Если перевести на русский, то это как бы означает: сами разберёмся, куда вас звать и надо ли нам это.
Спасибо, как говорится, что так вежливо послали. Сегодня же мы в редакции столкнулись и с менее церемонным ответом со стороны представителей таможни. На пункте пропуска Куничина гора с утра скопилась очередь из машин, по данным очевидца, пропускают медленно, ожидание на границе от пяти часов. Звоним на пункт пропуска узнать, почему, но для начала просим подтвердить, что скопление транспорта есть. Там по официально указанному на сайте телефону сотрудница таможни отвечает:
- Я сижу спиной к окну, не могу вам сказать – звоните начальнику.
Да, в таможне не все уполномочены поворачивать голову, напрягать шейные мышцы ради ответа журналисту. Там в большинстве уполномочены сидеть к окну и всем проблемам спиной. У сотрудницы таможни в голове включилось «не пущать». У её начальника - то же самое в виде не поднимаемой трубки.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД