В последнее время всё чаще и чаще склады временного хранения при таможнях становятся бермудским треугольником, где пропадают тонны скоропортящихся товаров. Импортёры несут убытки, срываются контракты и поставки под специальные акции в магазины, а таможня, как всегда, «действует в рамках закона и установленного порядка». Увы, порядки в таможне нынче такие, что им не до законных прав и интересов участников ВЭД.
Причина, по которой таможенные органы повсеместно не впускают фрукты, овощи, мясо и прочий «скоропорт» в страну – исключительная подозрительность таможенников.
– Да вы поймите, – говорит нам один из таможенных инспекторов пограничной таможни, – вот пригоняют нам фрукты и заявляют страну происхождения ту, которая в санкционных списках не значится. А сертификат о происхождении не представлен. Мы что, на слово верить должны? А потом нас же и ругают за «белорусские креветки».
На слово или нет – вопрос сомнительный. Да, сертификат о происхождении действительно представляется импортёром чаще всего тогда, когда необходимо предоставление преференций по стране происхождения, а недобросовестные участники ВЭД так и норовят выдать турецкие яблоки за китайские. Но помимо сертификата есть же целый ряд иных товаросопроводительных документов, которые со всей очевидностью подтверждают заявленную страну происхождения. Только таможенники непреклонны в своём желании проводить экспертизу всего и вся, а страдают от этого, как обычно, преимущественно добропорядочные импортёры.
– Ввезли фрукты из Китая – всё по-честному, никакой санкционки. Я чётко знаю, что наши фрукты выращены в Китае, да и логистически это бред делать такой крюк для скоропорта, – жалуется предприниматель. – Таможня говорит о намерении направить отборы наших китайских груш на таможенную экспертизу в Москву для того, чтобы проверить страну происхождения – а вдруг, говорят, вы через Китай фрукты из Европы ввозите и обратно в европейскую часть страны везёте как китайские. Естественно, что до получения заключения эксперта никакого выпуска не будет, то есть груши будут спокойно гнить...
Экспертиза, по свидетельству импортёров, в нынешних условиях делается порой дольше двух месяцев, а до её завершения выпустить груз таможня не может, так как если товар имеет «санкционное происхождение», то въезд в страну ему воспрещён. Столь длительный срок проведения экспертизы объясняется в первую очередь тем, что нет в стране такого количества экспертов, чтобы оперативно весь «скоропорт» отрабатывать, да и не везде, оказывается, поблизости есть экспертные лаборатории соответствующего профиля. Поэтому и едут груши из Оренбурга или мандарины из Владикавказа на экспертизу в … Москву.
При этом в Ленинградской областной Торгово-промышленной палате нам рассказали, что методики определения места произрастания, которую можно было бы использовать для выполнения такого экспертного исследования, не существует.
– Ни по внешнему виду, ни по вкусовым качествам, ни по особенностям сорта определить достоверно место происхождения фруктов не представляется возможным. Происхождение фруктов, как и других товаров, определяется на основании документов: сертификатов происхождения, сертификатов качества и безопасности и т.д., а также на основании товаросопроводительных документов, – пояснили нам в ЛоТПП.
Получается, что таможенники попросту перекладывают ответственность на экспертов, предоставляя последним возможность самим разобраться в тех документах, которые сами анализировать не стали.
К тому же, как нам рассказали в таможне, уже давно есть установка руководства ФТС: в обязательном порядке требовать от импортёров на те товары, которые могут происходить из стран санкционного списка, предоставление сертификата формы «А» или сертификата происхождения товара.
– Инспектор не станет выпускать товар без этих документов, причём обычно требует их в оригинале и на бумажном носителе, – рассказали нам на одном из таможенных постов. – Даже фитосанитарка (фитосанитарный сертификат - прим. ред.) тут не пойдёт, потому что это для органов карантинного контроля документ, а не для таможни.
При этом никто в таможне не смог показать какой-либо документ ФТС, установивший подобные правила, либо пояснить, чем в принципе эти требования предусмотрены. «Такова практика», - объяснили нам. Увы, практика для таможенников всегда важнее логики и интересов участников ВЭД: доводы последних о том, что происходящий из запрещённых стран товар должен бы был пролететь через половину земного шара и попросту не дожил бы до российской таможни или что это вообще невозможно, таможенников не волнуют.
К тому же у таможни помимо устных распоряжений и разного рода телетайпограмм ФТС есть вечный «железный лом», против которого нет приёма: по информации участников ВЭД, уже очень давно существует «универсальный» профиль риска, основным критерием которого является «наличие оперативной информации о возможном незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза», и применяется он в отношении всех ввозимых товаров и транспортных средств при любых таможенных процедурах и операциях. Естественно, в качестве мер по минимизации такого риска указаны отбор проб и образцов и направление товара на экспертизу.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД