Совет Федерации постановлением от 15 апреля определил Госдуме, правительству и персонально Федеральной таможенной службе круг задач в рамках работы Евразийского экономического союза в части таможенного регулирования и администрирования. Действия, которые ФТС в этом ключе предпринимала последние годы, Совфед оценил как положительные и по большому счету поручил таможне действовать в том же духе.
Среди заслуг, за которые Совфед хвалил таможню, числятся такие:
− ускорение прохождения таможенных процедур в автомобильных пунктах пропуска за счет введения предварительного информирования таможенных органов о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию ТС;
− уменьшение количества документов, запрашиваемых таможенными органами у декларанта в бумажном виде;
− сокращение срока информирования участников внешнеэкономической деятельности о движении уплаченных ими денежных средств;
− категорирование участников внешнеэкономической деятельности на основе системы управления рисками.
Представители бизнеса вряд ли согласятся с таким послужным списком таможни, да и широко известно, как тщательно ФТС соблюдает сроки исполнения дорожных карт и торопится внедрить «единое окно» и поспеть за техническим прогрессом – перейти на электронный документооборот.
Единственное, чем в Совфеде остались недовольны, − слишком многие товары при ввозе в Россию пользуются льготами. «Вместе с тем следует обратить внимание на необходимость ужесточения контроля за ввозом товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей. Общая сумма указанных льгот в 2014 году составила 536,5 млрд. рублей», − говорится в постановлении. Совету Федерации, пожалуй, стоит обратить внимание на подсчеты РАН, организованные при поддержке депутатов, которые показывают, что ежегодно таможня недодает бюджету 2,7 трлн рублей, а уж потом следить за льготниками.
Совфед раздал задачи Госудме, правительству и ФТС, чтобы они улучшали, совершенствовали таможенное администрирование (тут уж точно нет предела), упрощали жизнь резидентам ЕАЭС. Так, например, Госдуме поручено поторопиться с рассмотрением ряда законопроектов, касающихся таможенного дела. Один из них предполагает, что право распоряжаться конфискованным имуществом будет передано самой ФТС (сейчас эти полномочия закреплены за Росимуществом). Но заниматься уничтожением продукции ФТС не хочет и такие функции предлагает сохранить за теми, за кем они числятся (Россельхознадзор и др.). Другой законопроект вводит новое условие для включения юридических лиц в реестр владельцев свободных складов (такие «мини»-свободные экономические зоны, при помещении товара на которые не взымаются налоги; в пределах этих складов можно осуществлять производственную и другую деятельность кроме розничной торговли) - претендент должен предоставить обеспечение уплаты таможенных платежей на сумму 5 млн рублей.
Самой ФТС нужно усилить контроль за товарами, выпущенными в свободное обращение, тщательнее наблюдать за тем, какие товары ввозятся в страну на льготных условиях, а также исключить возможность рассылки таможенной декларации на одну и ту же партию товаров на несколько таможенных постов. На плечи правительства возложена обязанность ускорить обустройство пунктов пропуска в Крыму, обеспечить работу процедуры свободного склада в России, по возможности сократить количество наименований в ТН ВЭД и другие насущные задачи.
Проверять работу Совет Федерации намерен в весеннюю сессию 2016 года. Хочется верить, что проверять будет что.