В начале апреля на официальном сайте ФТС появился документ, привлекший наше внимание своим названием: «Публичная декларация о приоритетных целях и задачах Федеральной таможенной службы на 2015 год». В отличие от прошлогоднего аналогичного документа, содержавшего простой перечень целей и задач таможенной службы, нынешняя декларация структурирована всего по двум целям и четырем задачам, по которым определены вполне конкретные индикаторы в числовом выражении. О них и поговорим.
Итак, своей приоритетной целью №1 в текущем году, как, впрочем, и в любой другой, ФТС определила обеспечение поступления доходов в федеральный бюджет. Для этого, по мнению ФТС, в 2015 году крайне важно решить две задачи: во-первых, выполнить прогнозное задание по поступлению денежных средств от внешнеэкономической деятельности, а во-вторых, сформировать положительную судебную практику по проблемным вопросам применения актов таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
Индикатором выполнения первой задачи является 100-процентное выполнение прогнозного значения, установленного Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов». Правда, если мы посмотрим внимательно на этот документ, то не обнаружим в нем данных в разрезе администраторов доходной части бюджета, в том числе ФТС. Выяснить, каков плановый прогноз на 2015 год на самом сайте ФТС, нам вряд ли также удастся. И дело не в том, что эта информация секретна, ведь руководитель службы Андрей Бельянинов ее уже озвучивал перед журналистами. Просто это всего лишь прогноз. А любой прогноз имеет свойство иногда не сбываться, что применительно к таможенной службе, собственно, и происходило в последние годы неоднократно.
Что делается в таком случае? Да ничего особенного, устанавливается новое прогнозное значение в соответствии с текущими реалиями. Таким образом, 100-процентное выполнение нового показателя, а значит и задачи №1 в целом, просто обречено на успех. Вопрос: правильно ли в таком случае определена задача? ФТС – все же не Гидрометцентр, чтобы ставить во главу угла исполнение прогнозов. Динамика этого показателя согласно Плану деятельности Федеральной таможенной службы на период 2013 – 2018 годов на графике будет выглядеть немного глупо (собственно, как и сам показатель):
Индикатором второй задачи ФТС определила долю платежей, возвращенных участникам внешнеэкономической деятельности в результате судебных решений о корректировке таможенной стоимости, в общем объеме платежей, взысканных таможенными органами. По замыслу создателей, она не должна превышать 0,23%. Почему именно такая цифра, откуда она взялась? Напомним, что по данным ФТС в 2014 году в бюджет было перечислено 7,1 трлн руб. Из них в результате корректировок таможенной стоимости было дополнительно взыскано 23,4 млрд руб., из которых участникам ВЭД было возвращено 9,7 млрд руб., что составляет 0,14% от общего объема платежей. Таким образом, наличие значительного «зазора» по этому индикатору также не вызывает опасений за судьбу его выполнения. Даже напрягаться особо не надо, можно просто «КТС-ить» поменьше. Не смотря на это, к 2018 году значение этого индикатора ФТС осторожно планирует снизить до 0,2%. Как такая динамика повлияет на достижение заявленной цели – непостижимо.
Приоритетной целью № 2 ФТС декларирует создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в российскую экономику. Основной упор в 2015 году делается на решение также двух задач: обеспечение реализации Дорожной карты «Совершенствование таможенного администрирования, обеспечение автоматизации процедур декларирования и выпуска товаров.
С первой задачей на самом деле беда полная. По неофициальным данным все мероприятия по Дорожной карте сверху рекомендовано завершить до конца года. Все, что не исполнено, будет либо все же исполнено, либо завершено, но уже не в рамках карты. Конструктивного диалога с бизнес-сообществом так и не сложилось, все последние предложения по внесению изменений и дополнений в карту были признаны таможенниками нецелесообразными. Бизнес в ответ счёл не исполненными целый ряд пунктов плана, по которым таможня отчиталась. Короче, игры заканчиваются.
И в качестве индикатора по этой задаче ФТС установила лишь «долю деклараций на товары, оформленные в электронном виде без представления документов на бумажном носителе, в общем количестве оформленных деклараций на товары при условии, что товары (транспортные средства) не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки документов, на бумажных носителях». Показатель установлен на уровне 98%, причем он неизменен вплоть до 2018 года.
По признанию самой службы, уже в 2014 году этот показатель был с лихвой перевыполнен и составил 99,16%. Правда, ни подтвердить, ни опровергнуть эти цифры мы не в состоянии, поскольку исходные данные - доля товарных партий, признанных рисковыми, количество фактов запроса документов у участников ВЭД, официально нигде не афишируются. Поэтому причин для невыполнения показателя в такой формулировке мы также не видим. Сколько инвестиций ФТС рассчитывает привлечь с его помощью, мы не знаем. Напомним лишь, что перевыполнение этого показателя не смогло предотвратить в 2014 году небывалый отток капитала из страны – более 150 млрд долл.
В качестве показателя эффективности автоматизации процедур выпуска товаров было взято «предельное время прохождения таможенных операций при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления для товаров, которые не подлежат дополнительным видам государственного контроля и не идентифицированы как рисковые поставки, требующие дополнительной проверки». Сроки выпуска всегда имели большое значение для участников ВЭД, и справедливости ради отметим, что подвижки здесь за последние 5 лет произошли серьезные. Сейчас индикатор установлен на уровне 8 часов, а к концу года предполагается достичь 6,5 часов. На графике план ФТС по сокращению сроков выпуска выглядит так:
Картинка впечатляет. Но на самом деле, уже в 2014 году фактически достигнутый показатель составил 5 часов. Более того, согласно установленным контрольным показателям эффективности (КПЭД) на первый квартал текущего года таможни должны выпускать ввозимые товары за три часа. Но, как и в предыдущем случае, игры с цифрами остаются на стороне таможенной службы, ибо методики расчета допускают это.
Конечно, планы таможни, установленные в них индикаторы и показатели – это дело самой таможни, а выполнение плана – святая обязанность любого чиновника, в каком бы ведомстве он ни работал. Можно нарисовать любые показатели, зная, что их невозможно проверить, тем более, что они уже давно выполнены, и отчитаться перед вышестоящим руководством об успехах ведомства. Но публичная декларация, равно как и призыв ФТС к общественному обсуждению своих планов уже по своему характеру предполагает открытость и честность. Ни того, ни другого, к сожалению, в данном документе мы так и не увидели.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!