Давно ничто так не возмущало околотаможенный бизнес, как последние действия ФТС, связанные с реализацией установки «корректировка таможенной стоимости любой ценой». Глава ФТС Андрей Бельянинов фактически наложил табу на выпуски товаров «ниже риска», которое не коснулось разве что «белых» компаний. «Нас контролируют только через так называемый «генератор случайных чисел», - подтвердили нам в ряде крупных компаний так называемого «зелёного сектора». Однако, так как за пределами этой зелёной зоны оказалось абсолютное большинство участников ВЭД, на тему «есть ли жизнь после запрета выпуска ниже риска» мы пообщались с некоторыми экспертами и практиками в сфере ВЭД.
Руководитель юридического департамента группы компаний «Континент» и юридической компании «Магистраль» Марианна Чугаева подтвердила, что таможенные органы с присущим им рвением приступили к исполнению указаний руководства ФТС в части контроля таможенной стоимости, и действительно придерживаются установленного графика принятия стоимости не ниже профиля риска по определённым группам товаров. Корректируя таможенную стоимость, таможенные органы не оставляют декларантам иного выбора, чем выпуск под обеспечение уплаты платежей или окончательная корректировка в процессе выпуска.
Тем не менее, по свидетельству участников ВЭД, есть случаи, когда по объективным причинам в отношении товаров, уже попавших в график таможенного ведомства, профили риска не применялись. Несмотря на то, что та самая личная ответственность должностных лиц таможенных органов, на которой так настаивает таможенное руководство в своих последних документах, существовала всегда, сложно назвать неправомерными действия таможенников по принятию обоснованной и подтверждённой стоимости по цене сделки.
«Обратная политика может окончательно убить оставшийся незначительный объем импорта, ну и конечно, за все дополнительные начисления заплатит из кармана простой потребитель, а кроме того, таможенные органы погрязнут в судебных разбирательствах по признанию решений таможни незаконными, - прогнозирует Марианна Чугаева. - Мы считаем, что таможенные органы должны сотрудничать с таможенными службами стран-экспортёров в части автоматического получения достоверной ценовой информации о товаре в экспортной декларации страны отправления, только в случае, когда такая информация отсутствует, возможны дополнительные меры контроля, но в любом случае нужно подходить индивидуально к различным внешнеэкономическим сделкам и их условиям».
Однако, по словам эксперта, выпуск ниже профиля риска в ряде регионов нашей страны невозможен уже давно. Так, например, в Татарстане таможенная стоимость «ниже риска» – это практически нереальная ситуация.
Между тем, некоторым импортёрам, работающим в Северо-Западном регионе, тоже не впервой работать под тяжестью таможенного прессинга. Так, например, по свидетельству участников ВЭД, работающих в сфере импорта мясопродуктов, они уже давно живут в этих жестких условиях и борются с ними, как могут: кто-то уходит на более лояльные таможенные посты или в другие регионы, кто-то использует откровенно серые схемы, кто-то безнадёжно пытается попасть в число субъектов Приказа ФТС № 626.
Тем не менее, остаются ещё компании, которые рассчитывают на честное взаимодействие с таможенным ведомством.
«Наиболее добропорядочные участники пытаются найти варианты открытого диалога с органами ФТС. Пока эти обсуждения нет смысла анонсировать, но мы регулярно консультируем своих клиентов по вопросам правовых возможностей легального и открытого сотрудничества с органами таможенного контроля и сами участвуем в этих диалогах», - рассказала ПРОВЭДу Екатерина Марьянкова, партнёр адвокатского бюро «Огородников и Партнеры».
По-своему развивается ситуация в южном регионе страны. Так, в Новороссийской таможне существуют свои особенности при работе должностных лиц таможенных органов с декларируемой таможенной стоимостью и, по свидетельству участников ВЭД, эти особенности в 90 % случаев носят субъективный характер. К слову, и до выхода известной телетайпограммы главы ФТС от 16 февраля 2016 года Новороссийская таможня работала с таможенной стоимостью, не обращая особого внимания на стоимостные профили риска. Например, решение о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости с внесением обязательного депозита инспектор мог принять вне зависимости от заявленного индекса таможенной стоимости (ИТС). Как рассказали нам участники ВЭД, работающие с этой таможней, превышение ИТС над показателем профиля на 50% или даже в два раза не могли и раньше служить гарантией того, что в отношении участника ВЭД не будет проведена дополнительная проверка. По свидетельству ряда импортёров, на решение о не проведении дополнительной проверки и выпуске без депозита влияют совсем другие факторы, под которыми подразумеваются личные договорённости, в том числе финансовые.
Вступление в силу решения ЕЭК № 139 о возможности исключения доппроверки и депозита на законных основаниях в таможне прошло незамеченным, на условиях анонимности поделился мнением с нами бизнесмен, работающий в упомянутом регионе. «Мои слова легко можно проверить, сделав анализ помещения товаров, поступающих на таможенную территорию таможенного союза через порт Новороссийск, под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Участники ВЭД предпочитают переплачивать за доставку по процедуре таможенного транзита во внутренние таможенные органы, лишь бы не подавать декларацию в Новороссийскую таможню. За последние два-три года здесь остались только участники ВЭД, которым "некуда бежать": скоропорт на паромах и в контейнерах; большие контейнерные партии крупных участников ВЭД и те, кто приспособились. Легче и дешевле вывезти контейнер за 30 км от порта в зону деятельности Краснодарской таможни и подать в любой ЦЭД или т/п Краснодарской таможни, чем декларировать в Новороссийске», - рассказал наш источник.
Однако уже и ЦЭДы не спасают импортёров. «Чем до всей этой истории ЦЭД хороши были – там была возможность растаможить товар с гораздо боле низким ИТС, так как ЦЭДам это разрешали. Когда на Балтийской таможне уровень, например, 4 $ был, можно было привезти товар на Пушкинский пост и в ЦЭДе в два раза ниже податься. Но сейчас и им такую возможность прикрывают», - говорит коммерсант.
Побеседовав с десятком представителей участников ВЭД в различных регионах, мы выявили две основные тенденции. Первая – это тотальное ужесточение таможенного контроля в вопросах стоимости и повсеместная реализация запрета подач «ниже риска». Многие говорят, что даже недавние «островки безопасности» вроде Можайского поста сдают свои позиции, а импортёры экспериментируют, пытаясь уйти на таможенное оформление в Белоруссию. Вторая – это готовящееся противостояние со стороны участников ВЭД, которые намерены массово вступать в судебные тяжбы с таможнями. По словам многих юристов – экспертов в сфере ВЭД, совсем скоро суды захлестнёт волна подобных исков.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Комментарии