Оказалось, таможенникам нужна. Бизнесу и ученым, в существующем виде - не очень....
20 июня 2013 года в пресс-центре газеты «Вечерняя Москва» состоялась пресс-конференция под звучным названием: "Нужна ли России таможня?" Основной задачей конференции являлась презентация научно-исследовательской работы- «Администрирование внешнеторговых грузопотоков», выполненной по заданию Координационного совета по оптимизации движения внешнеторговых грузопотоков при Комитете по транспорту Государственной Думы Федерального собрания РФ. В работе над исследованием принял участие внушительный авторский коллектив: два института, доктора наук, члены Академии, эксперты, есть представители «Деловой России» …
Активная работа над данным трудом началась по итогам прошедших в Государственной Думе РФ апрельских парламентских слушаний по проблеме совершенствования таможенного администрирования для законодательного обеспечения Дорожной карты Правительства РФ. Работа получила оценку - "пробуксовка". Были отданы распоряжения по подготовке рекомендаций и изменений, способных сделать РФ более привлекательной для перевозок международных грузов.
Правда, ожидаемого всеми лояльного общения не получилось. Представители ФТС, наконец, изволившие поприсутствовать на обсуждении вопроса, касающегося непосредственного исполнения их прямых обязанностей и сидящие в зале люди, так или иначе связанные с таможней, всячески пытались устроить из конференции балаган. Порой, ведя себя далеко некультурно… Хотя, в итоге всеми участниками было принято решение в ближайшем будущем собрать "Круглый стол" по этому вопросу и наконец-то начать вести более конструктивный диалог….
Михаил Брячак, первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по транспорту открыл конференцию, подробно рассказав об эффективности администрирования и контроле внешнеторговых грузопотоков в РФ. Отметив, что вопрос, поднимаемый в научном труде, является национальным и имеет государственную важность, Михаил Васильевич рассказал о ряде очевидных и давно назревших проблем. Очереди на границе и на пунктах таможенного оформления (до 5-7 суток для железнодорожного и автомобильного транспорта ) приводят к экономическим потерям предприятий участников ВЭД, повышению (до 12%) конечной стоимости ввозимой продукции, это соответствующим образом влияет на покупательскую способность.
Завышенные для транзитных грузов требования вынуждают грузовладельцев отказываться от перевозок по территории РФ, что приводит к утрате транзитного потенциала, исчисляемого в 850 млрд. $ объема годовых услуг. "Прохождение транзита через территорию РФ, это не процедура, а испытание"- отметил Брячак.
Существует проблема занижения таможенной стоимости или присвоения не соответствующего кода для ввозимых товаров, что является наиболее частым коррупционным проявлением, ломая механизмы, устанавливаемые государством в защиту отечественной промышленности, отметил депутат Госдумы.
«Серые схемы», как тормоз развития транзита
Проблемой общегосударственного масштаба являются так называемые "серые схемы". "Излишне необоснованные требования, непрозрачность принимаемых решений Таможенных органов крайне замедляют развитие особенно малого и среднего бизнеса, толкая участников ВЭД в "серые схемы" или перевод деятельности в страны Таможенного союза"- заявил Михаил Брячак.
Также депутат сообщил, что в сотрудничестве с профильными учреждениями РАН впервые была проведена научно-исследовательская работа об эффективности администрирования внешнеторговой деятельности РФ, которая 26 апреля 2013 года в кратком варианте была представлена Президенту РФ В.В. Путину, налажено взаимодействие с сотрудниками Администрации Президента РФ, продолжается работа в этом направлении.
ФТС как открытый орган, который пытаются развалить
Начальник управления по связям с общественностью ФТС Александр Смеляков озвучил позицию таможни: « Первоначально мы и не планировали принимать участие в этой конференции. Мы внимательно ознакомились с результатами исследования и с нашей точки зрения они носят крайне субъективный, тенденциозный и претенциозный характер. Результаты, изложенные в докладе, абсолютно не объективны и базируются на односторонних источниках. И, если бы уважаемое экспертное сообщество обратилось к нам на этапе подготовки этого заключения, то мы снабдили бы их полной и необходимой информацией, из которой бы ясно следовало, что такая мрачная и пугающая картина совсем не соответствует действительности».
«Подчеркну, ФТС - орган абсолютно открытый, абсолютно прозрачный, некоррумпированный, орган, который модернизируется, который выполняет государственные задачи, а так же отвечает всем интересам бизнеса», - заявил Смеляков. Самое большое опасение у господина Смелякова вызывает то, что по результатам труда ученых будут приняты определенные меры, «что приведет к полному хаосу и развалу мощного государственного органа»
Не виноватая я….
Также, он оправдал низкую скорость прохода грузов через таможню состоянием дорог, аэропортов, портов, во многих случаях оставляющих желать лучшего. Этим, по мнению ФТС, и объясняется длительность процедуры.
Никакой информации о готовящемся докладе на его начальном этапе и периоде подготовки сотрудники ФТС, с их слов, не получали, а ознакомились лишь уже с окончательным результатом труда ученых. Непонимание у таможенных органов вызывает происхождение цифр, приведенных в исследовательской работе, а так же то, почему взята статистика прошлых лет. Александр Дуров, заместитель начальника главного организационно-инспекторского управления ФТС РФ, был солидарен со своим коллегой по ведомству. "Те материалы, которые использовались при подготовке доклада, отчасти устарели… Мы готовы предметно обсудить все его пункты. Разница между нашей и западной таможней по времени и по сложности проходимых процедур, можно объяснить и тем, что задачи перед нами поставлены тоже разные. По всем вопросам мы активно общаемся в рамках Таможенного союза. Разрабатывается ряд проектов по упрощению процедур. Сотрудники ФТС готовы к дискуссии", - отметил Дуров
Как ученый таможню в "лужу посадил"
Александр Викторович Чуев, президент экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики, рассказал о работе над исследованием: "Когда мы подготовили первую редакцию работы, она была разослана в электронном виде всем участникам координационного совета, в том числе и представителям ФТС. Мы предлагали прислать всем свои замечания, дополнения, изменения.» «Например, «Деловая Россия» прислала очень много учтенных замечаний, весомый вклад в нашу работу внесла Счетная палата РФ и там есть ее материалы. Это как раз к вопросу о том, какие источники мы используем. В конце работы приведен список, состоящий из 98 принявших участие в работе источников. Но, по неизвестным нам причинам, таможня молчала. Более того, когда на очередном заседании Координационного совета мы презентовали уже саму работу, мы раздали диски с этой работой, но от таможни опять никого не было. Никакого участия, зато теперь мы слышим критику», - отметил Чуев.
В коррупции таможенников виноваты участники ВЭД
Касаемо коррупции, ФТС уже устала давать какие-то комментарии, тот объем "грязи" выливаемый на добросовестных сотрудников службы представителями СМИ является, по мнению таможенника, необоснованными. А в коррупции, которая все-таки встречается, виноваты участники ВЭД, дающие взятки.
Откуда взялся доклад, который не нравится таможне….
Валерий Цветков, член-корреспондент РАН, заместитель директора Института проблем рынка РАН, рассказал о задачах доклада: «Одна из главных задач, стоящих перед таможней, это наполнение государственного бюджета. У коммерсантов задача другая, прибыль. Существуют несостыковки между таможней и участниками ВЭД. Задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых бюджет бы наполнялся, но, с другой стороны, необходимо отказаться от "серых схем». Данные, использованные в докладе, отметил ученый, взяты не только от «неправильного для таможни» бизнеса, а напрямую с сайта таможенной службы.
Доклад состоит из 10 разделов, работу над которыми проводили разные организации и большое количество экспертов.
О чем же говорят цифры?
По последним данным, 54% доходов ФТС отдает в бюджет. Но хорошо это или плохо? В частности, в 2005 году эти цифры были ниже - 42%. С одной стороны, виден рост. С другой, - налог на прибыль за этот же период снизился с 7 процентов до 3. Так что рост здесь сомнителен.
Далее, 62% всех таможенных платежей - таможенные пошлины от экспорта. Всем известно, что российский экспорт на 93% состоит из сырья - нефти и газа. А к его вывозу ФТС имеет довольно опосредованное отношение. Таким образом, суммы, которые идут в бюджет, могут быть гораздо ниже. Составляют они достаточно скромную цифру - порядка 9%....От «серых» схем бюджет России понес потери, по оценкам ученых, в 3 трлн рублей... А это почти четверть доходов федерального бюджета.....
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД