Доставка грузов в Казахстан из стран ЕС и Украины стала на 1000-4500 долларов дороже и на 7 дней длиннее из-за жёстких мер Кремля и ФТС России. О том, к чему привели ограничения транзита через территорию РФ и пристальное внимание российских таможенников к книжкам МДП, рассказали в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан АТАМЕКЕН.
Удар по перевозчикам
Напомним, с января 2016 года действует запрет на прямой транзит грузов из Украины в Казахстан через Россию. Первое время для перевозки товаров из Украины можно было использовать альтернативный маршрут – через территорию Беларуси, при условии наличия системы ГЛОНАСС и пломб на транспортных средствах. При этом по территории России груз должен был следовать под таможенным конвоем.
Сейчас и этот вариант не работает. 1 июля 2016 года Россия запретила ввозить на свою территорию товары из Украины (следующие не только в Казахстан, но и в Киргизию), которые имеют ненулевую ввозную пошлину по Единому таможенному тарифу ЕАЭС (ЕТТ ЕАЭС) либо попадают под санкции.
По данным АТАМЕКЕН, запрет коснулся 9799 товарных субпозиций (это около 84% товаров ЕТТ ЕАЭС). Для сравнения, товарных субпозиций с нулевой ставкой, которые разрешены к ввозу, всего 1900.
– Следует понимать, что теперь речь идёт не о запрете на прямой транзит украинских грузов через РФ, а о запрете на транзит вышеуказанных товаров в принципе через территорию РФ в Казахстан, – подчеркнули в национальной палате предпринимателей.
Для перевозок товаров из Украины в Казахстан перевозчики вынуждены использовать альтернативный маршрут: Одесса – Батуми – Баку – Актау. Это увеличивает маршрут перевозки более чем на 1000 километров, отметили в палате. Соответственно, увеличиваются и сроки доставки груза, и стоимость перевозки.
– Дополнительные расходы колеблются от 2900 до 4500 долларов, а сроки доставки в среднем увеличились на 7 дней. Основная доля стоимости перевозки грузов ложится на стоимость паромных переправок, – сообщили в национальной палате.
Из-за ограничений России импорт Казахстана из Украины рухнул. По данным АТАМЕКЕН, объём поставок сократился в два раза. С января по июль 2016 в Казахстан из Украины было ввезено грузов на 250,3 миллиона долларов, тогда как за аналогичный период 2015 года – на сумму в 533,4 миллиона долларов.
Контроль по полной
Это не единственное неудобство, которое доставляет Россия казахстанским перевозчикам. До сих пор не решены проблемы с книжками МДП.
Действие Конвенции МДП на территории РФ формально восстановлено (по книжкам МДП можно проехать через 45 пунктов пропуска), но фактически эта система в России полноценно не функционирует, отметили в АТАМЕКЕН.
Казахстанцев пугает не аналог «Платона», а ФТС России– По информации Союза международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан книжка МДП в Российской Федерации включена в систему контроля управления рисками – это означает, что к товару, перевозимому по книжке МДП, применяются меры дополнительного таможенного контроля, таможенный досмотр, взятие образцов и проб на товар, – отметили в Национальной палате предпринимателей РК.
Что это значит? Это значит, что казахстанских перевозчиков с такими книжками проверяют по полной. Причём, по полной досматривают дважды – на въезде в Россию и на выезде из страны.
В АТАМЕКЕН подробно описали, как российская таможня «встречает» грузы, идущие транзитом через Россию в Казахстан. При перевозке по системе МДП «санкционной» продукции из ЕС казахстанские перевозчики, следующие транзитом по территории РФ в Казахстан, сначала попадают под таможенный досмотр на таможенном посту Убылинка (Псковская таможня). Затем прибывают на внутренний таможенный пост РФ, находящийся в близости к границе РК, где также производится досмотр груза.
– Таким образом, казахстанские перевозчики попадают под полный таможенный досмотр дважды. Каждый раз транспортное средство простаивает по 5-7 дней в ожидании досмотра, нарушаются назначенные клиентом сроки доставки груза. Затраты досмотра составляют более 1000 долларов. Большинство жалуются, что при досмотре товар теряет торговый вид, портится, – сообщили в АТАМЕКЕН.
Аналогично – с товарами из Турции, которые казахстанские перевозчики везут с книжками МДП через российский таможенный пост Верхний Ларс.
– Осуществляется полный таможенный досмотр груза. При этом затраты перевозчиков на досмотр груза составляют около 1,5 тысячи долларов. Это плата за СВХ, найм грузчиков и так далее, – сообщила казахстанская сторона.
Из-за сложившейся ситуации страдает, прежде всего, казахстанский бизнес и казахстанские потребители, говорят в АТАМЕКЕН. В Казахстан через Россию идёт очень много грузов – более 65 тысяч рейсов в год.
– Действия ФТС России привели к удорожанию каждой перевозки в среднем на 1000 евро, что, конечно, сказывается на конечной цене продукции, – отметили в национальной палате предпринимателей.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД
Материалы по теме
- Таможня
- 2017.08.10 4:04Монетизация административного ресурса
- 2017.08.09 9:19Бизнес на костях: китайцы «истребляют» африканских слонов при помощи таможни
- 2017.08.07 11:47Брать деньги таможня умеет, отдавать – нет
- 2017.08.03 11:50Временный ввоз и транзит станут прозрачнее
- 2017.08.01 9:55Не стреляйте в тапёра, он играет, как умеет
- 2017.07.28 9:40Форма предварительного решения о классификации товара станет единой
- 2017.07.26 6:20Как Сафоничеву удалось обвести ФТС вокруг пальца
- 2017.07.20 12:26Почему таможня меняет коды?
- 2017.07.14 4:20Просто о сложном: как работают правила Инкотермс?
- 2017.07.13 1:15Не зная кода, не суйся в воду
- 2017.07.10 12:33Бизнес жалуется на неразбериху в таможне
- 2017.07.04 3:11Модернизация автоматизации бардака
- 2017.06.29 10:05Территория недоверия, или просто место заколдованное
- 2017.06.16 1:31Корректировка таможенной стоимости глазами участника ВЭД: как это «работает»?
- 2017.06.10 5:46Таможня и бизнес: Обыкновенный лоббизм, или Эффект Даннинга-Крюгера
- 2017.06.05 11:43«Убить вес»: как зарабатывают большие деньги на морских перевозках
- 2017.04.21 9:08Уполномоченные экономические операторы: почему система работает за рубежом и не работает у нас?
- 2017.04.20 2:55Какие пункты пропуска в России самые проблемные?
- 2017.04.19 1:12Что сдерживает электронный транзит?
- 2017.04.18 5:45В России хотят чипировать одежду, парфюмерию и покрышки
- 2017.03.24 2:48Российские таможенники не поняли, чьи яблоки они пропустили в Россию
- 2017.03.20 5:42Таможенный детектив: чужая пыльца на азербайджанских яблоках?
- 2017.03.17 11:50Российские таможенники провоцируют яблочный конфликт с Азербайджаном
- 2017.01.18 12:47Что делать, если на таможне вымогают взятку
- 2017.01.12 10:46Как таможня и банки мешают переработчикам лома
- 2016.12.29 12:57В Псковской таможне не увидели проблем с транзитом в России
- 2016.12.28 9:12Эксперт: гарантия по книжке МДП в 100 тысяч евро в России перевозчикам не светит
- 2016.12.09 2:44Перевозчики сообщают о проблемах с транзитом в России
- 2016.10.06 4:23Таможня России три года кошмарит перевозчиков из Казахстана
- 2016.09.20 11:59Как таможня зарабатывает на корректировке
- 2016.07.18 10:01Саморегулирование таможенных представителей: помощь или попытка отжать бизнес?