В Москве, в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ) прошла II Евроазиатская конференция "Логистика в России: кооперация и технологии развития". Мероприятие было организовано ТПП РФ совместно с Координационным советом по транссибирским перевозкам. Также в работе конференции активное участие приняли Минэкономразвития России, Минтранс России и Евразийская экономическая комиссия. Целью данной конференции было выявление потенциала логистики как системы управления, в том числе, как нового ресурса для роста российской экономики. Собравшиеся эксперты попытались дать объективную оценку возможностям логистики в предложении новых продуктов, рынков и технологий. Рассматривались всевозможные направления и формы интеграции бизнес-процессов. Также обсуждались возможности снижения издержек для участников рынка логистических услуг, предлагались дальнейшие пути развития логистического сектора, в том числе с использованием международных стандартов в этой сфере.
По мнению генерального секретаря Координационного совета по транссибирским перевозкам и одного из модераторов пленарной дискуссии Генадия Бессонова, данная конференция в какой-то степени уникальна, поскольку это первое мероприятие, где в таком масштабе обсуждаются вопросы логистического сектора в комплексе с проблемными вопросами развития транспортной системы России в целом.
Работу конференции открыл Президент ТПП РФ Сергей Катырин. "Сегодня важнейшей задачей для нашего государства является повышение конкурентоспособности страны и привлечение инвестиций. Но первое, на что обращает внимание инвестор, - в какой степени развита транспортная доступность территорий, то, на каком уровне отлажены транспортные связи с другими регионами.... В связи с этим вопросы логистики крайне важны для достижения первостепенных задач. Масштабы России таковы, что без достаточно высокого уровня развития логистического сектора каждое действие будет обходиться чрезвычайно дорого. Развитие транспортных путей в необходимом объеме должно строиться при государственно-частном партнерстве, без этого практически невозможна реализация крупных транспортных инвестиционных проектов, таких, как реконструкция БАМа и Транссиба", - заявил Катырин.
В ходе мероприятия участников ознакомили с данными доклада, проведенного компанией The Boston Consulting Group (BCG) совместно с ТПП РФ и экспертным сообществом. О некоторых значимых моментах доклада подробно рассказал эксперт рабочей группы экономического совета при Президенте РФ, партнер и управляющий директор The Boston Consulting Group Андрей Тимофеев.
На данный момент в России уровень логистических расходов в производственном комплексе просто зашкаливает, считает эксперт. Внутренние и внешние затраты на транспорт и логистику в нашей стране составляют порядка 20% ВВП К примеру, в странах Европы эта цифра варьируется между 7-8%, а в развивающемся Китае - 15%.
Необходимо отметить, что подобная разница обусловлена еще и протяженностью территории РФ, но в большей степени, эти цифры возникают вследствие низкой эффективности всей транспортно-логистической системы.
СПРАВКА ПРОВЭД: По оценке Всемирного банка, в 2014 году Россия занимает 90-е место из 160 по уровню развития логистической системы, соседствуя по показателям этого рейтинга со Шри-Ланкой и Уругваем. Характерно, что другие страны с подобной обширной территорией располагаются в данном рейтинге на местах на порядок выше. США - 9, Канада -12, Австралия -16, Китай -28, Бразилия - 65.
Существует «проблема и в понимании самой сути проблемы». Продолжительное время российские компании даже не задумывались над эффективностью логистики. В условиях экономического роста грузоотправители сосредоточились на росте своего бизнеса. Их службы логистики в основном концентрировались на задачах по доставке грузов и обеспечении производства в необходимые сроки и в полном объеме.
Период экономического подъема сменился долгосрочной стагнацией и оптимизация затрат, в частности транспортно-логистических, стала для российских компаний приоритетной задачей.
Но несмотря на то, что теперь спрос на логистические услуги в нашей стране растет, значение логистики по-прежнему недооценено. В западных сырьевых компаниях дело обстоит совершенно не так. Там функция логистики интегрирует весь бизнес. Департамент логистики в таких компаниях всерьез может оказывать влияние на производственные планы и даже на сделки по продаже активов-юридических лиц.
КАК ВЕЗТИ?
В мировой практике существует разделение рынка перевозок между различными видами транспорта. Подобное разделение эффективно и обусловлено, в первую очередь, типом перевозимых грузов и экономикой перевозок на внутриконтинентальных маршрутах.
В России же по всем параметрам доминирует железнодорожный транспорт и происходит это вследствие того, что основной перевозимой товарной категорией является сырье, достойной альтернативы для перевозки этих грузов не существует. Грузы с высокой добавленной стоимостью чаще перевозят автотранспортом, хотя это и не слишком эффективно для грузоотправителей в силу низкого качества предоставляемого сервиса. Железные дороги в последнее время потеряли ощутимую часть этого сегмента рынка. Причины подобного перекоса в сторону автомобильного транспорта кроются в достаточно низком внимании, уделяемом ЖД компаниями контейнерным грузам (в сравнении с сырьевыми), ощутимой гибкостью и более низкими ценами автоперевозчиков. Правда, порой низкая цена достигается за счет применения "серых" схем работы…
Согласно мировой практике, автотранспорт перевозит грузы на расстояния до 800 км, более длительные перевозки осуществляются с использованием услуг ЖД компаний. В России же автотранспорт иногда доставляет грузы и на расстояния до 2,5 тысяч км. Возможно, считает Тимофеев, свою роль здесь играет снижение скорости перевозок по российским железным дорогам, каких-то гарантий по срокам доставки грузов сегодня просто не существует. Помимо того, что автотранспорт порой быстрее, так еще и дешевле, зачастую это достигается благодаря неполному соблюдению требований законодательства.
Не удивительно, что в результате автотранспорт доминирует и над авиаперевозками на импортных потоках. К примеру, некоторые категории товаров, которые во всем мире перевозятся при помощи авиатранспорта, в России возятся на авто.
ТАМОЖЕННЫЕ БАРЬЕРЫ
Экспертами отмечается, что чуть ли не основным препятствием для повышения эффективности рынка транспортно-логистических услуг являются таможенные, тарифные и нормативно-правовые барьеры на пути экспорта/импорта и международного транзита грузов.
Согласно рейтингу Всемирного банка по показателю "таможенные процедуры" у России 2,20 балла из 5 возможных. Подобная низкая оценка прекрасно характеризует трудности, с которыми постоянно сталкивается практически любая компания на российской таможне. Нужно заметить, что работа и даже положительная динамика в этом направлении есть....
Интересный факт: сложность и неудобство таможенной очистки российских авиаузлов, де-факто, делает аэропорт в Хельсинки 4-м крупнейшим аэропортом Москвы. Исходя из данных доклада, до 40% московских грузов сначала доставляются авиарейсом в столицу Финляндии, где скорость таможенной очистки занимает не более 1 дня, после этого груз доставляется грузовиками в пункт конечного назначения. Схема понятна, так как срок «растаможки» на территории российских авиаузлов порой достигает и 7 дней.
ИТОГИ
В результате обсуждения существующих реалий логистического рынка, участники конференции сошлись во мнении, что необходима скорейшая трансформация данной сферы. Улучшения требуются по всем направлениям: технологии хранения, транспортировки, необходима кардинально новая управленческая технология, которая должна способствовать сокращению издержек производства и тем самым - привлечению новых клиентов.
Общемировые тренды в развитии логистики не являются большим секретом. Прежде всего, это понимание государства, что данный сегмент рынка является важнейшим звеном в успешном развитии экономики страны в целом. Необходима выработка соответствующей политики, оказывающей прямое воздействие на сектор логистических услуг. Создание соответствующих органов, занимающихся исключительно проблемами логистики. При этом никуда не деться от необходимости увеличения инвестиций в модернизацию существующей инфраструктуры и развитие сектора логистики. Важна реструктуризация транспортно-логистических рынков ( постепенное увеличение доли железнодорожных перевозок при сокращении автомобильных и росте перевозок морским транспортом), диверсификация бизнес-процессов, сопровождаемая как специализацией, так и интеграцией логистических сервисов. Ну и, конечно, консолидация рынка логистических услуг, позволяющая создать безбарьерную логистику.
Но... Российская транспортно-логистическая система пока развивается вне перечисленных мировых трендов. И хотя существуют государственные программы развития транспортной системы в рамках страны в целом, не существует общей концепции развития логистики. В силу не совсем понятных причин, область логистики не является приоритетом проводимой экономической политики, отсутствует узкоспециализированный орган (институт), занимающийся исключительно проблемами логистики. РФ инвестирует в транспортную инфраструктуру порядка 2,2% ВВП, что в разы меньше, чем в развитых и даже развивающихся странах. Но отсутствие качественной и развитой транспортной инфраструктуры усугубляется еще и недостатком компетенций и небольшим масштабом бизнеса логистических компаний. Общая картина функционирования отечественного рынка транспортно-логистических услуг характеризуется технологической и экономической неэффективностью, отсутствием у участников данного процесса четких и наработанных систем. Эти факторы оказывают сильнейшее негативное влияние на развитие российской экономики в целом.
В то же время потенциал этой отрасли очень высок. Для реализации потенциала логистики, как фактора российского экономического роста, необходимо продолжить работу в направлении совершенствования нормативно-правовой базы, заниматься активным привлечением частных инвестиций в инфраструктуру, формировать безбарьерную среду и создавать необходимые условия для развития партнерств и консолидации рынка.
Участники конференции наметили ряд действий, которые, по их мнению, должны способствовать реализации поставленных целей. Во-первых, разработать стратегию (Комплексную программу) развития логистики - "Управление интегрированной логистикой" на период до 2020 года, с привлечением всех заинтересованных сторон, общественных организаций и экспертного сообщества.
Во-вторых, рекомендовать Правительству Российской Федерации отнести к компетенции Министерства экономического развития и Министерства транспорта вопросы регулирования рынка логистических услуг и развития логистики.
В-третьих, продолжить развитие нормативно-правовой базы развития логистики, в частности, доработку и принятие федеральных законов "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" и "О прямых и смешанных перевозках". А так же завершить переход ФТС на электронный документооборот и автоматизацию базовых таможенных процедур на основе нормативно-правовых документов.
Обсуждалась и возможность создания альянса (совета) на основе государственно-частного партнерства, который бы способствовал разработке и реализации проектов, ориентированных на преодоление существующих барьеров в развитии логистики, применении новых технологий и формировании единой экономической среды и общих стандартов в предоставлении логистических услуг.
В любом случае, все участники конференции были едины во мнении, что для достижения полноценной трансформации транспортно-логистического рынка необходимы консолидированные усилия как со стороны органов государственной власти, так и со стороны рядовых участников рынка (грузоотправителей, транспортно- и логистических компаний). И конечно же, активная работа экспертного сообщества.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД