Собственными стратегиями сегодня обзавелись многие компании, но изменившиеся экономические условия привели к тому, что их планы развития устарели. Кому, зачем и надо ли их обновлять, обсуждали в Ростове-на-Дону эксперты и предприниматели.
− Стратегия важна, − считает руководитель представительства АСИ в ЮФО Евгений Дорошенко. − Как сказал великий китайский полководец, тактика без стратегии − просто суета перед поражением. И чем хуже ситуация, тем нужнее стратегия. Когда денег много, можно особо не задумываться, а когда мало, надо понимать, где находятся точки роста, на которые надо делать ставку.
Регионы оглядываются на федералов
За последние 15 лет в России трижды пытались поставить глобальную цель развития общества. Первой попыткой была «программа Грефа», которая с сомнительным успехом реализовалась в 2010 году. Её целью было «повышение благосостояния российских граждан». Необходимость второго варианта – до 2020 года, − была обусловлена усилением мирового финансово-экономического кризиса. К тому же в ней не были детально проанализированы вызовы, стоящие перед российской экономикой и обществом. Сегодня разрабатывается третья стратегия — 2030, которая должна учесть не только больший период времени, но и предыдущие ошибки.
В работе над Стратегией участвуют три экономических блока: Алексея Кудрина, Бориса Титова и министерства экономического развития РФ.
− Кудрин говорит, что нужно немножко подождать — ресурсы есть, ликвидность тоже. Когда изменится ключевая ставка, начнётся рост инвестиций, компаниям надо будет вкладывать, чтобы не терять ресурсы. Стратегия Титова: ждать нельзя. Но тут важно понимать, куда бежать, с кем и зачем. Мы (чиновники во главе с Минэкономразвития − прим. авт.) предполагаем, что главное — опираться на конечную цель с точки зрения главного интересанта — человека, − дал характеристику основным позициям министр экономразвития Ростовской области Максим Папушенко на региональной тематической конференции.
Позицию регионов он выразил так: «федеральная стратегия задерживается, а менять без неё региональную — можно ошибиться стратегически». В отсутствие ясности местные чиновники занимаются разработками основательно и не спеша. Только цель, например, донские разработчики пересматривали 8 месяцев, чтобы «учесть мнение большей части общества — бизнеса и социума». По словам Папушенко, в качестве основной цели в разное время выступали уровень жизни населения, демография, доходность компаний, состояние инвест- и бизнес среды. В итоге решили всё гармонизировать и выбрали 11 направлений: безопасность, образование, состояние МСБ, качество дорог, качество жизни, межнациональные и межконфессиональные отношения и «социум во всех смыслах».
Общественность активнее чиновников
Сейчас стратегии регионов, по словам Евгения Дорошенко, актуализируются − видимо, кризис подтолкнул к обновлению. Подходы у всех разные, например, Краснодару документ разрабатывают московские специалисты, Волгоград и Ростов делают форсайт. Агентством стратегических инициатив разработана технология форсайта (система методов экспертной оценки стратегических направлений социально-экономического и инновационного развития), которую применяют 16 ключевых регионов.
− Через форсайты с привлечением бизнесменов, инвесторов, представителей науки определён первый этап, созданы рабочие группы. Уже утверждено 6 дорожных карт по таким направлениям, как управление беспилотным транспортом, здоровье, качественная еда и вода, безопасность − всего 10. Важно не количество документов, а команда, способная повести — это и есть стратегия,− сообщил Евгений Дорошенко.
По его мнению, правительству самому по себе сложно разработать стратегию — надо вовлекать бизнес и общественность. Он рассказал, что ещё пять лет назад Россия в рейтинге ведения бизнеса, который подводит Всемирный банк, находилась на «почётном» 120 месте. Тогда по инициативе президента и было создано агентство, чтобы найти причины такого положения, а также разработать нестандартные подходы. Теперь мы занимаем в рейтинге 42 строчку. Это, конечно, приятно, но не слишком ли увлеклась наша страна «деловыми играми», от которых давно пора перейти к собственно делам?
Не делать стратегию ради стратегии
− Стратегия — это та точка, к которой стремится компания,− уверена глава Ростовской дирекции КБ «Кубань Кредит» Яна Гамалей. − Если у компании чётко сформулирована стратегия, то и чёткое финансовое управление, и рисков в работе с ней меньше. В нестабильное время стратегии надо меняться, при этом могут меняться промежуточные цели, но не основная.
Для крупной компании это бесспорно, а вот по поводу необходимости стратегии для среднего и тем более малого предприятия споры продолжаются. По-видимому, чтобы быть в тренде, планом долгосрочного развития стали обзаводиться даже те, кому достаточно написать основные задачи из трёх пунктов на одном листе.
− Они могут быть самыми простыми: добиться, например, 100% продаж, выйти на оборот в три миллиона рублей. Главное, должны быть конкурентная политика и понимание конкурентных особенностей для наших клиентов, − считает президент Союза независимых экспертов и интерим менеджеров, председатель подкомитета по корпоративному управлению и конкурентной политике Московской ТПП Сергей Елисеев.
В понимании Юрия Панченко, гендиректора ООО «Ламанча-Дон», стратегия нужна при создании нового бизнеса или при поиске конкретных преимуществ в существующих нишах. Его бизнес-опыт состоит из работы в двух отраслях — строительной, где работал ранее, и сельскохозяйственной, чем занимается сейчас. В строительном за 10 лет он развился с полумиллиона до 10-ти, нынешняя козья ферма тоже развивается быстро. И в том, и в другом случае стратегию он создавал один раз, а потом просто работал над достижением поставленных целей.
Директор ООО «Нова Компани» Светлана Шульгина утверждает, что, поскольку все компании разные, подход должен быть индивидуальным. Для некоторых стратегия может быть кратковременной, приравненной к тактике, а некоторым вообще не нужна.
− У нас узкая специализация — системы водоподготовки и очистки стоков. Даже специалист, с которым я советовалась, не знал, как нам разработать стратегию. Поэтому если стратегии нет и руководитель не знает, как её расписать, то и не нужно на это тратить время, достаточно, чтобы он знал, к чему стремиться, − считает она.
Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!
Самые актуальные и интересные материалы в еженедельной рассылке. Подпишитесь на ПРОВЭД