Пятый день длится работа Международного авиационно-космического салона, на котором представлены достижения отечественных и зарубежных компаний в сфере авиа- и ракетостроения. Выставка завершится уже завтра, а ПРОВЭД рассказывает и показывает, что интересного видел на экспозиции в эти дни.
Гуляя на площадках МАКSа можно ознакомиться с авиатехникой абсолютно любого класса – военной и гражданской, малогабаритной и вместительной, серийной и единичной.
К примеру, здесь представлен единственный в своем роде переоборудованный ЯК-42Д – лайнер, трансформированный в лабораторию для исследования мониторинга окружающей среды. Самолет оснащен более чем 100 приборами и датчиками, позволяющими измерять десятки различных параметров атмосферы. В том числе они могут определять радиоактивные загрязнения, контролировать газовый и аэрозольный состав воздуха и проводить радиолокационные исследования.
«Этот самолет три года назад был переоборудован из пассажирского, и подобных ему больше нет. Здесь используется как отечественное, так и иностранное оборудование, поскольку в России на период его создания аналогов некоторой техники просто не было. Да и сейчас, наверное, нет», − комментирует один из бортоператоров аппарата, пожелавший остаться неназванным. При этом, говоря о функционале самолета, собеседник неопределенно добавил: «И так, выполняем задачи некоторые».
По официальным данным экипаж лайнера состоит из трех человек и 14 бортоператоров, максимальная высота полета составляет 10,2 тыс., дальность полета – 3,5 тыс. километров.
Скорость сбора данных достигает нескольких тысяч параметров в секунду, часть из которых аккумулируется на сервере и выдается для дополнительных расчетов. «Когда есть задание, тогда и летим», − уклончиво прокомментировал собеседник ПРОВЭДа вопрос о частоте полетов лайнера. При этом он добавил, что за три года переоборудованный ЯК-42Д пробыл в небе ровно 160 часов.
Любителей «войнушек» способна порадовать целая серия боевой техники. Так, например, на площадке авиасалона представлен бортовой комплекс обороны «Талисман», предназначенный для защиты от управляемого ракетного оружия и оборудованный радиолокационной и оптико-электронными системами наведения. Рядом – дальний бомбардировщик – ракетоносец ТУ-22М3, стоящий на вооружении и используемый во время учений. Еще один «экспонат» − учебно-боевой самолет ЯК-130. Он развивает скорость до 1 тыс. км/час, поднимается до 12,5 км, способен выдержать до 3 тыс. кг боевой нагрузки и летает на 1,6 километров.
Компания «Росвертол» (Ростов-на-Дону) представила военно-транспортный МИ-35М и боевой МИ-28, обе модели состоят на вооружении России. Крейсерская скорость вертолетов составляет 220 км/час. При наличии дополнительных баков на перегонку вертолет может пролететь более 1 тыс. километров, с полным боекомплектом на борту летная дальность составляет до 420 км. Боевой МИ-28 может быть укомплектован управляемыми и неуправляемыми ракетами, либо 30-милимитровыми пушками. В новой модификации предусмотрено двойное управление вертолетом − летчиком и штурманом.
МИ-35М
МИ-28
В числе авиалайнеров гражданской авиации можно встретить и судна, работающие на автомобильном бензине АИ-95, среди них – немецкий героплан Auto Gyro, или «Автожир», как его называют бортоператоы. Его особенностью является наличие вращающегося крыла, благодаря которому «мини-вертолет» может парашютировать и не боится «нулевых» скоростей и отказа двигателей, что гораздо безопаснее по сравнению с самолетом или вертолетом. Героплан в России используется преимущественно для мониторинга состояния ЛЭП, подсчета крупного рогатого скота в охотхозяйствах и лесоохраны.
Auto Gyro
Традиционно, первые несколько дней работы авиасалона в большей степени были посвящены деловым визитам, так что у интересующихся остается шанс посетить выставку в самые «зрелищные», по словам организаторов MAKSа, дни – 29 и 30 августа.