Экономика

Евросоюз отказывается от российской нефти

Из-за напряженной политической обстановки Евросоюз переориентировался с российской нефти на сырье стран Персидского залива, обвалив грузооборот российских портов на Балтике.


 

Падение перевалки нефти, занимающей 55,7% в общем грузообороте портов Северо-Запада, испортило статистику региона в январе-июле 2018 года. По сравнению с январем-июлем 2017-го перегрузка нефти в российских терминалах упала на 18%, с 46,5 млн тонн до 38,17 млн. В итоге грузооборот российских портов на Балтике за семь месяцев 2018 года снизился на 1%, следует из данных Администрации морских портов Балтийского моря. При этом совокупная перевалка грузов по всем российским портам показывает рост на 3,1%.

 

 «Роснефть» пошла в Китай

Эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев поясняет, что причиной снижения перевалки сырой нефти в портах стала переориентация экспорта нефти в Китай, о чем говорят отчетные данные «Роснефти» за полугодие. «Роснефть», контролирующая около 40% российской нефтедобычи, увеличила отгрузку нефти в Азию на 17,1%, до 27,4 млн тонн — против 23,4 млн тонн в 1-м полугодии 2017-го. А продажи в европейском направлении снизились на 13,1% — с 32,1 млн до 27,9 млн тонн, так как европейские НПЗ сокращают закупки сырья в России, переходя на более качественную нефть стран Персидского залива, говорит аналитик. Отсюда и перераспределение перевалки нефти из портов Северо-Запада на Дальний Восток.

«На смену направлений дополнительно накладывается общее снижение объемов экспорта сырой нефти. По данным Минэнерго, за 7 месяцев 2018 года на экспорт было продано 146,1 млн тонн российской сырой нефти, что на 3,6% меньше, чем за тот же период прошлого года», — говорит Калачев.

 

Восстановление докризисных объемов

Больше остальных от снижения перевалки нефти пострадал порт Приморск: он перегружает только наливные грузы, основную часть которых занимает нефть (см. справку). А вот порт Санкт-Петербург не работает с сырой нефтью, что позволило ему избежать падения общего грузооборота. В порту по сравнению с тем же периодом прошлого года существенно выросла обработка металлолома (на 49%, с 741 тысяч тонн до 1,1 млн тонн). Собеседник издания в портовой отрасли утверждает, что тенденция связана развитием металлургической отрасли Турции, которая становится крупным потребителем европейского металлолома. «Груз удобнее везти через черноморские порты, но основная часть металлолома образуется вокруг крупных городов — Москвы и Петербурга, потому и вывозится в основном через Балтику», — говорит он.

 

СПРАВКА

Перевалка нефти в морских портах Северо-Запада в январе-июле 2018 года. Источник: Администрация морских портов Балтийского моря.

Порт Приморск

Перегружает только наливные грузы

Перевалка нефти ↓ 18% (с 27,11 млн тонн до 22,23 млн)

Перевалка нефтепродуктов ↑ 7% (с 8,6 млн тонн до 9,2 млн)

Итоговый грузооборот ↓ 12%, до 31,4 млн тонн

Порт Усть-Луга

Перевалка нефти занимает 60,9% от общего грузооборота

Перевалка нефти ↓ 18% (с 19 млн тонн до 15,6 млн)

Итоговый грузооборот ↓ 4%  (с 58,9 млн тонн до 56,3 млн)

Порт Высоцк

Перевалка наливных грузов занимает 59,1% от общего грузооборота

Перевалка нефтепродуктов ↓ 4% (с 6,45 млн тонн до 6,18 млн)

Итоговый грузооборот ↓ 1%, до 10,46 млн тонн

Порт Калининград

Перевалка нефти ↓ 16% (с 384 тысяч тонн до 320,7 тысячи)

Итоговый грузооборот ↑ 10%, до 8,46 млн тонн

Порт Санкт-Петербург

Не работает с сырой нефтью

Перевалка нефтепродуктов ↑ 24% (с 4,15 млн тонн до 5,16 млн)

Итоговый грузооборот ↑ 13%, до 34,4 млн тонн

 

В отличие от перегрузки нефти, обработка контейнеров на Северо-Западе выросла на 12,2%, до 1,45 млн TEU. Собеседники в отрасли связывают рост перегрузки контейнеров с постепенным восстановлением экономики.

Директор направления аналитики и логистики «Морстройтехнологии» Александр Головизнин отмечает: за исключением перевалки нефти, обработка грузов на Северо-Западе показывает стабильный рост. «Сырая нефть — во многом политический груз, она периодически перетекает в другие регионы. Если исключить ее из статистики, мы будем наблюдать устойчивый рост грузооборота», — говорит аналитик. По его словам, сегодня порты возвращаются к объемам перевалки, потерянным четыре года назад, до введения санкций и обвала рубля в 2014-2015 годах. Росту способствовало постепенное восстановление экономики и стабильный (до недавнего времени) курс рубля.

Фото: gov39.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...