Экономика

От банкротства туроператоров выиграют авиакомпании

Прекращение чартерных программ сразу двух известных российских туроператоров — «Натали Турс» и «Аврора БГ» (партнер компании ООО «Матрешка Тур») — привело к тому, что примерно у тысячи их клиентов возникли проблемы с возвращением на родину.


 

Обе компании заявили, что не будут продавать чартерные туры на курорты Болгарии, Черногории, Турции, Испании, Италии, Греции. Президент «Натали Турс» Владимир Воробьев объяснил, что спрос на такие продукты этим летом упал из-за Чемпионата мира по футболу: якобы многие отпускники решили остаться дома, чтобы болеть за российскую сборную. Кроме того, в апреле-июне 2018 года резко выросли цены на авиакеросин, из-за чего подорожали и чартерные полеты — этим «Натали Турс» и «Матрешка-Тур» объясняют свой отказ от чартерных программ.

Однако другие участники рынка считают, что причина в ошибках менеджмента компаний.

 

«Натали Турс» просит о помощи

ООО «Натали Турс» — один из старейших (25 лет на рынке) туроператоров России, принадлежит бывшим супругам Наталии и Владимиру Воробьевым (у них по 50%). Утром 2 июля Владимир Воробьев (на фото) разместил обращение к общественности на своей странице в facebook, в котором попросил помощи у участников туристического рынка.

«В пятницу (29 июня. — Прим. ПРОВЭД), ближе к вечеру, в связи с финансовыми разногласиями наш испанский партнер W2 Meet остановил с нами сотрудничество и приступил к аннуляции заказов. Для того чтобы не создавать дополнительных проблем, были приняты решения остановить чартерные программы в Испанию и отказаться от мест по ряду направлений… Рейсы улетели с односторонней загрузкой, все туристы были вывезены домой», — пишет Воробьев. Он обещает, что в течение недели компания вывезет всех туристов, оставшихся на курортах. И сообщил, что компания продолжает отправлять клиентов в туры только регулярными авиарейсами по всем направлениям, кроме Испании.

 

С «Матрешкой» случился Хайнань

Иначе сложилась ситуация у «Матрешки-Тур».

В системе СПАРК есть данные о двух компаниях со схожими названиями: ООО «Матрешка-Тур» (принадлежит Юрию Кожевину, создана в 2010 году) и ООО «Матрешка-Тур выездной туризм» (принадлежит Станиславу Мамлыге, создано в декабре 2016-го). Сайты обеих компаний не работают, к тому же ни одна из них, по данным СПАРК, никогда не владела фирмой ООО «Аврора БГ» — по ЕГРЮЛ она принадлежит директору этой фирмы Екатерине Колчиной.

В «Матрешке-Тур» утверждают, что до марта «Аврора БГ» была активом этого оператора. В марте «Матрешка» продала «Аврору», а 23 июня объявила о прекращении туроператорской деятельности, объяснив это отзывом лицензии у компании «Инвестстрах», предоставлявшей фирме финансовые гарантии. Часть клиентов «Матрешки» перешли к «Авроре БГ».

Кроме того, у «Матрешки» возникли серьезные сложности с Китаем. В 2017 году туроператор решил развернуть масштабную чартерную программу на курортный остров Хайнань. «У компании были амбициозные планы отправки туда российских туристов на осенне-зимний период. Но «Матрешку» преследовала цепь неудач: первому их авиаперевозчику не удалось получить разрешение от китайцев на осуществление чартерных рейсов. А потом у второго перевозчика появились проблемы: летать на остров пришлось с пересадкой. Возник эффект домино: уже оплаченные рейсы пришлось отменять, чартерные программы по другим направлениям – сжимать», — поясняет замдиректора Северо-Западного регионального отделения Российского союза туристской индустрии Павел Румянцев.

Это больно ударило по финансовому положению «Матрешки».

Директор по вопросам перевозок «Матрешка-Тур» Римма Бутакова от комментариев отказалась. «Мы будем работать с людьми: завозить, вывозить, отправлять и возвращать детские группы. Идет процесс переговоров со всеми клиентами. Ненужный негатив создаст нам больше проблем», — сказала она. С «Натали Турс» ПРОВЭД связаться не удалось.

 

На рынке все спокойно

Участники рынка отмечают, что сейчас выездной туризм из России на подъеме: в 2018 году рост составит 10-20% по сравнению с 2017-м в зависимости от направления. Поэтому эксперты не ждут повторения ситуации 2014-2015 годов, когда из-за девальвации рубля и обострения политической обстановки после присоединения к России Крыма в РФ резко упал спрос на зарубежные поездки, что привело к банкротству и уходу с рынка нескольких десятков туроператоров и туркомпаний. В том числе таких крупных и отлично себя зарекомендовавших за долгие годы работы, как «Турфирма «Нева», «Солвекс-турне», «Верса» и других.

По мнению гендиректора турфирмы «Астарта Тур» Ольги Смычковской, проблемы «Натали Турс» присущи многим старым компаниям, чье руководство теряет интерес к деятельности и допускает ошибки. «Проблемы у «Натали» и «Матрешки» просматривались давно. «Матрешка» вела себя рискованно, занижая цены. Если стоимость турпродукта на 20-30% ниже, чем везде на рынке, это нехороший признак», — отмечает Ольга Смычковская.

Павел Румянцев тоже положительно оценивает ситуацию на рынке выездного туризма, а сложную ситуацию у «Натали» и «Матрешки» связывает с неудачной организацией их бизнес-процессов.

 

Турпомощь для авиакомпаний

По словам Павла Румянцева, помощь россиянам, застрявшим за границей, окажут либо сами туроператоры, либо ассоциация «Турпомощь», гарантирующая безопасность клиентов индустрии путешествий.

«Недавно прошла информация о том, что туристов «Натали Турс» не заселяют в отели. «Турпомощь» попросила Владимира Воробьева объясниться — он представил документы, подтверждающие финансовую устойчивость «Натали» и доказательства того, что все проблемы с туристами решены. Но, видимо, в компании все-таки идут какие-то кризисные процессы. Это не значит, что ей грозит банкротство — все зависит от имеющихся резервов и договоренностей с клиентами. Но если «Натали» признает, что не в состоянии вернуть туристов на родину, это сделает «Турпомощь», — поясняет Румянцев.

«Турпомощь» информацию о возможном выделении средств не подтвердила и не опровергла. «Мы оказываем помощь только в связи с банкротством туроператора. Если он не обанкротился, «Турпомощь» не имеет законных оснований для вмешательства. Как будет развиваться ситуация с «Натали» и «Аврора БГ», прогнозировать не беремся. Принципиально новой информации на данную минуту у нас нет», — заявили в пресс-службе объединения.

Ольга Смычковская считает, что от банкротства туроператоров выиграют авиакомпании. «Взносы в «Турпомощь» туроператоры платят каждый год. Сейчас эти средства заморожены. Во время краха компании происходит перераспределение этой суммы. «Турпомощь» организует отправку туристов назад, организуя чартеры или покупая билеты на регулярные рейсы. Эти деньги освоят авиакомпании», — отмечает Смычковская.

 

Фото: turinfo.ru

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы