Общество

Почему нельзя спешить с завершением «дачной амнистии»

Около 20 лет в стране пытаются навести порядок в вопросах землепользования. Уже прошло несколько отсрочек, в частности, бесплатную приватизацию земельных участков продлили до 31 декабря 2020 года. Скорее всего, «дачную амнистию», которая должна была завершиться 1 марта 2018 года, тоже продлят – Госдума рассматривает предложение. Эксперты считают, что решению накопившихся проблем препятствуют бюрократия и коррумпированность чиновников на местах. Напомним, «дачная амнистия» – это упрощенный правовой механизм  регистрации собственности на ряд земельных участков и жилых домов. До 1 марта 2018 года садоводы и огородники должны были обратиться в Росреестр с заявлением о регистрации права собственности. Но даже очень законопослушные граждане не успевают все сделать к намеченному сроку. Мы попытались разобраться, почему.

 


Полный хаос

Хаос начался в 80-е годы прошлого столетия. Тогда советским людям, чтобы они могли сами себя прокормить, выделяли земельные участки под сады и огороды, зачастую никак не оформляя. В 90-е добавился бум с выделением земельных паев, и образовалась масса неучтенной земли, на которой к тому же появилась недвижимость. С тех пор вышло несколько законов и подзаконных актов, но они не помогли навести порядок, а только усугубили путаницу

Руководитель межрегиональной общественной организации «Южный сад» Татьяна Поливанова рассказала, что в Волгоградской области, например, до сих пор существует 17 систем координат формирования кадастра. С 1985 года каждый муниципалитет определял ее сам, в 2002 году правительство приняло решение к 2009 году свести все в единую систему, но этого не сделано до сих пор.

– Самое невинное, когда в правоустанавливающих документах идет наложение соседних участков или земель товариществ и муниципальных образований, – говорит Татьяна Поливанова. – Часто у разных людей оказываются на руках документы на одни и те же участки. Или есть и свидетельство, и кадастровая выписка на землю, а на публичной карте его участок не обозначен.

Организация «Южный сад» получила президентский грант и с 1 декабря 2017 года занялась инвентаризацией всех объектов недвижимости, земель, строений в ЮФО, а также устранением ошибок в госреестрах. По завершению опыт предполагается распространить по всей России. Но уже сейчас Татьяна Поливанова пришла к выводу, что причина всех бед не столько неразбериха, сколько чиновники, которые ею воспользовались.

– Они не выполняют свои обязанности для блага людей, а действуют в корыстных целях – решают свои финансовые интересы, – считает руководитель межрегиональной общественной организации.

 

Как мурыжат несчастных садоводов

Пенсионерка Мария Соболева живет в Ростове-на-Дону, а в поселке Мержаново, в СНТ «Сигнал» (в 50-ти с лишним километрах), у нее дачный участок, который предприятие выделило в 1988 году. Домик – лачуга из досок, обитых железом, и 6,6 сотки земли.

– Когда умер муж, я решила оформить дачу и обратилась в Синявскую администрацию, чтобы получить хоть какой-то документ. В земельном отделе мне сказали, что моих документов нет и дубликат не дали, – вспоминает Мария Илларионовна. – Стали заставлять все оформлять по новой, гоняли по инстанциям. Межевание показало, что у меня наложение участков, к тому же мой участок выходил на дорогу, и из-за этого отказали в оформлении. Через 5 лет хождений и мытарств мне все-таки выдали документ о собственности.

Немало головной боли людям приносит законодательная чехарда. Так, ст. 32 171 федерального закона обязывает сделать проект планировки садоводческого товарищества. Это требование превратило председателя СНК «Курень» Римму Воронову в крупного должника: чтобы выполнить его, ей пришлось занять полтора миллиона рублей, так как часть садоводов отказались сдавать деньги. К этому добавилась нервотрепка от чиновников.

– От администрации поселка Персиановский пришел отказ в оформлении. Я обратилась в Росреестр, который находится в Новочеркасске, но мне пришлось звонить в Москву, откуда пошли звонки в региональный Росреестр. Только перезвон длился неделю, потом назначили встречу в Новочеркасске, в 15-ти минутах ходьбы от меня, – вспоминает председатель. – Мы находимся между городом Новочеркасском и поселком Персиановским, административно одни организации относятся к городу, другие – к Октябрьскому сельскому району, поэтому нас и гоняли туда-сюда.

 

В «мутной водичке» ловят золотую рыбку

Противоречия в законах и юридическую неграмотность садоводов и огородников чиновники используют для собственной наживы. Татьяна Поливанова рассказала, что они создают местные законодательные акты, которые зачастую идут вразрез с федеральным законодательством, понуждают людей проводить дополнительные дорогостоящие работы. «Южный сад» пытается помочь дачникам и сталкивается с ярой агрессией чиновников.

– В Аксайском районе товариществу «Природа» мы предложили навести порядок. На это глава сказала: «Вы с этим проектом залезаете в мой карман». Там выявлены факты торговли повторно участками, которые уже принадлежат другим людям, и также есть «карманные фирмы», проводящие межевание за 15 тысяч рублей при установленной минимальной сумме в регионе 2850 рублей, – приводит пример Татьяна Поливанова.

Самый распространенный способ обирания людей – навязывание различных коммерческих услуг для создания проекта и проведения межевания. Так, Мария Соболева заплатила «специалистам» 4 тысячи рублей, и еще «они заставили за соседей заплатить и какой-то диск купить, вышло около 5-ти тысяч». Кроме этого ей предлагали оформить домик-сараюшку как капитальное помещение, что, естественно, стоит дороже.

Есть масса дополнительных способов выудить из людей деньги. Например, по закону об изменениях земельных условий (смена собственника, купля-продажа) необходимо уведомлять через СМИ. Объявление можно дать одно от имени товарищества, а можно от каждого садовода – это увеличивает суммы кратно, то же и со справками.

– Помимо этого нарушаются права собственности граждан, которым чиновники урезают участки. Издают, например, местные законы, по которым устанавливают размеры участка и не регистрируют права собственности, если он меньше. В частности, в ПЗЗ Таганрога в правила пользования и застройки были внесены такие ограничения, – поясняет Татьяна Поливанова.

Самым безобразным нарушением можно назвать торговлю одними и теми же участками по нескольку раз. Местные органы власти выдавали людям выписки, попросту справки на землю, подтверждающие право собственности. Есть случаи, когда липовых собственников оказывалось пятеро на один участок.

 

Вопиющее своеволие

Заслуженный учитель России Галина Данцева всю жизнь прожила в Новобессергеневском сельском поселении Неклиновского района Ростовской области. В 1992 году ей дали земельный участок в соседнем, Дмитриадовском поселении. Это одно из красивейших мест: с одной стороны Азовское море, с другой Таганрогский залив, плодородные земли, рядом город. Местечко с шикарными дачами называют местной Рублевкой.

– В 2006 году мама оформила документы, поставила на кадастровый учет, а когда ее не стало, мы с братом начали входить в наследство, – рассказывает Михаил Данцев. – Приехали на этот участок и не поверили своим глазам – строится дом. Хозяин предъявил документы и сказал, что купил у какой-то женщины из Сибири, ее до сих пор ищет полиция. Местная администрация на наше заявление не ответила, мы подали в суд, провели земельно-правовую экспертизу. Она показала, что на этом месте два участка под разными номерами, 17 и 19. Второй суд по-быстрому провели без нас – из-за гололеда мы опоздали на 5 минут, и владельцем признали нашего оппонента Павла Воробьева, родственника предыдущего главы.

Братья будут добиваться справедливости. Самое интересное, что сейчас за одну и ту же землю оба «владельца» платят налоги.

Но больше всего права людей, по словам Татьяны Поливановой, нарушаются в Крыму.

– Чиновники издали на полуострове свой закон, на его основании заставляют людей изготавливать новое планировочное решение на территории, которая его уже имеет. Такие чиновники подрывают авторитет России и веру людей в справедливость и закон. В Крыму говорят, что пришлые забирают у них земли, сносят товарищества и на их месте ставят гостиницы и коттеджные поселки, – рассказывает собеседница.

По мнению Татьяны Поливановой, если в России поспешат с завершением «дачной амнистии», это может привести к социальному взрыву. Земельные споры, как показывает практика, длятся годами – значит, нужно это время людям предоставить. При этом взять под государственный контроль действия местных чиновников и усилить помощь садоводческим товариществам, которым сегодня отдали на откуп решение всех проблем. Она также предлагает отменить СНТ (садовые некоммерческие товарищества) и ОНТ (огороднические некоммерческие товарищества), так как люди не понимают, что это за формы, как они работают. А главное – отложить окончательное принятие закона до того, пока не закончится полная инвентаризация по всей стране.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы