ЕАЭС

ТПП может стать посредником между бизнесом и Судом ЕАЭС

Торгово-промышленная палата может получить право обращаться в Суд Евразийского экономического союза без посредничества Министерства юстиции. Это станет возможным в случае, если российские власти примут положительное решение по поводу включения ТПП РФ в перечень субъектов, уполномоченных на обращение в суд от имени государства-члена ЕАЭС.

 


Суд ЕАЭС: разрешите обратиться

Согласно действующему законодательству, Суд ЕАЭС разъясняет положения Договора о ЕАЭС, иных международных договоров в рамках союза и решений органов ЕАЭС только на основании заявления государства-члена ЕАЭС либо его уполномоченного органа. Страна-участница союза самостоятельно определяет и направляет в Суд ЕАЭС по дипломатическим каналам связи перечень органов и организаций, уполномоченных на обращение в наднациональный суд с заявлением о рассмотрении спора или с заявлением о разъяснении.

В России данный список утверждается президентом, и сейчас посредником в таких вопросах может выступать только Минюст. А, к примеру, в Казахстане Национальная палата предпринимателей наряду с государственными органами обладает полномочиями по обращению в Суд ЕАЭС от имени бизнеса.

Сами предприниматели – юридические и физические лица – могут обращаться в Суд ЕАЭС лишь с заявлением о разрешении спора об оспаривании действий и решений Евразийской экономической комиссии. Подавать же в Суд ЕАЭС заявления о разъяснении норм права они не могут. Статистика показывает, что и предоставленным им правом предприниматели пользуются крайне редко.

В ответ на запрос ПРОВЭД Суд ЕАЭС сообщил, что в 2015 году хозяйствующие субъекты направили 6 заявлений и жалоб, в 2016 году – 7, а в 2017 – всего 4. По предмету спора заявления касались вопросов таможенно-тарифного регулирования, технического регулирования, мер защиты внутреннего рынка.

Однако юристы рассказывают, что сейчас у ТПП и предпринимателей имеются как минимум две возможности опосредованного обращения в Суд ЕАЭС за разъяснениями. Во-первых, можно обратиться к полномочным представителям с просьбой об инициировании направления в Суд ЕАЭС заявления о разъяснении. Во-вторых, можно обратиться в ЕЭК с просьбой об инициировании направления в Суд ЕАЭС заявления о разъяснении. Вместе с тем сейчас национальным законодательством и правом союза не урегулированы вопросы взаимодействия полномочных представителей и органов союза с не уполномоченными лицами при рассмотрении просьб об инициировании направления в Суд ЕАЭС заявлений о разъяснении.

«Сегодня право на направление подобных заявлений – это добрая воля полномочных представителей и органов союза», – пояснила руководитель Юридической компании «Магистраль» (Группа компаний «Континент») Марианна Чугаева.

 

Бизнес проблемы видит, Минюст – нет

В начале января ТПП РФ обратилась к Владимиру Путину, попросив наделить ее правом обращения в Суд ЕАЭС напрямую. В ТПП РФ уверены, что существующая сейчас процедура направления обращений в Суд ЕАЭС через Минюст крайне не эффективна, а у палаты есть необходимый ресурс для подобной работы.

Как пояснил изданию RNS президент ТПП РФ Сергей Катырин, предприниматели все чаще испытывают потребность в разъяснении норм наднационального законодательства, как в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса ЕАЭС, так и ввиду различного толкования правовых норм ЕАЭС.

«Вопрос возможности обращения предпринимателей непосредственно в Суд ЕАЭС сегодня стоит очень остро. Это связано, в первую очередь, с ожиданиями бизнеса, что судебный наднациональный орган будет абсолютно беспристрастен, над ним не будут довлеть (или в значительно меньшей степени) ни политическая конъюнктура, ни ошибочное понимание интересов государства, а будет в чистом виде понимание и применение права», – прокомментировал ситуацию адвокат и партнер юридической компании «Экспертный Консалтинг» Дмитрий Лутченко.

По мнению эксперта, Минюст – государственный орган, который в силу своего статуса недостаточно восприимчив к проблемам бизнеса и имеет крайне формальный подход к обращениям предпринимателей.

«В одном из последних наших обращений в Минюст об инициации подобного процесса мы докладывали о различной судебной практике, складывающейся в правоприменении, и необходимости получения разъяснений по применению таможенного законодательства наднационального судебного органа, но получили отказ с формулировкой «проблем не видим». А проблема была серьезная, с которой сталкивается и бизнес, и практикующие юристы, и суды. По всей видимости, это функция для Минюста совсем лишняя и уж очень обременительная. Очевидно, что нужен новый орган или организация, наделенные соответствующими полномочиями помимо Минюста», – отметил Дмитрий Лутченко.

При этом статутом Суда ЕАЭС предусмотрено, что по делам о разрешении споров суд выносит обязательные для исполнения решения, в то время как по делам о разъяснении суд выносит консультативные заключения, имеющее рекомендательный характер.

«В связи с тем, что правовые последствия консультативного заключения и решения Суда ЕАЭС по факту рассмотрения спора различны, то представляется возможным расширить список лиц, имеющих право подавать запрос на разъяснение по сравнению со списком лиц, имеющих право подавать заявление о рассмотрении спора. Такое право можно дать не только ТПП, но и, например, отраслевым союзам, уполномоченным по правам предпринимателей и иным подобным организациям, союзам и ассоциациям. Возможно, следует при этом предусмотреть предварительную процедуру согласования запроса в соответствующем ведомстве государства-члена или органе союза», – считает Марианна Чугаева.

Юристы уверены, что вопросы о том, какая именно организация может быть наделена полномочиями для прямого обращения в Суд ЕАЭС, а также каким должен быть механизм ответственного взаимодействия бизнеса с такой организацией, – это предмет для широкого обсуждения всех заинтересованных сторон.

Понравился материал? Поддержи ПРОВЭД!

 
Партнеры:
Загрузка...
Похожие материалы